Интернет вещей

Григорьева Светлана Владимировна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Данная дисциплина изучает основные принципы построения систем Интернета Вещей (IoT), включая архитектуру, элементную базу, типы устройств и направления их развития. Рассматриваются протоколы обмена данными между устройствами, а также методы агрегации и обработки информации, полученной от удалённых источников. Предназначена для формирования у студентов знаний и практических навыков в области проектирования, интеграции и анализа IoT-систем и сервисов.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Компонент по выбору

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование теоретических и практических навыков по разработке надежных, качественных систем на базе IoT устройств с применением современных технологий программирования.
Задача
  • изучение аппаратного и программного обеспечения IoT; методов подключения датчиков и актуатор; основных протоколов передачи данных; способов сбора, хранения и агрегации данных от удаленных устройств;
  • освоение протоколов обмена информацией между устройствами и методов агрегации и обработки данных, полученных от удаленных устройств;
  • приобретение навыков выбора эффективных способов реализации структур систем на базе IoT устройств при решении профессиональных задач.
Результат обучения: знание и понимание
  • выбирать аппаратное и программное обеспечение IoT, методы подключения датчиков и актуатор, протоколы передачи данных, а также способы сбора, хранения и агрегации данных от удаленных устройств;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять методы разработки систем на базе IoT устройств;
  • проектировать структуру и архитектуру систем на базе IoT устройств с использованием современных методологий;
Результат обучения: формирование суждений
  • применять эффективные способы реализации структур системы на базе IoT устройств при решении профессиональных задач;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • выражать четко и последовательно информацию и результаты, полученные в ходе производственного процесса,
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • программировать оконечные устройства и подключать их в сеть,
  • разрабатывать программные решения обработки и хранения данных с применением облачных технологий.
Lehrmethoden

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Практическое задание "Основы работы с модулем ESP8266" 0-100
Практическое задание "Контроль состояния светодиода"
Практическое задание "Передача данных с цифрового датчика по сети Wi-Fi"
Практическое задание "Управление светодиодом через адресную строку браузера"
Практическое задание "Управление светодиодом через облачную панель"
Практическое задание "Технология межмашинного взаимодействия М2М"
Рубежный контроль 1
Индивидуальное задание 1
2  Bewertung Практическое задание "Система межмашинного взаимодействия автоматического управления уровнем освещенности" 0-100
Практическое задание "Домашняя автоматика и облачные сервисы"
Практическое задание "Облачная охранная система"
Рубежный контроль 2
Индивидуальное задание 2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Работа на практических занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; отчет оформлен в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устный опрос Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Рубежный контроль Результат рубежного теста: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне. Результат рубежного теста: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне. Результат рубежного теста: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне. Результат рубежного теста: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Особенности построения систем интернета вещей
  • Архитектура микроконтроллерных систем
  • Программирование микроконтроллеров
  • Операционные системы реального времени
  • Интерфейсы передачи данных
  • Модели сетевого взаимодействия
  • Адресация в сети
  • Протоколы и технологии обмена данными
  • Защита данных в беспроводных системах
  • Энергосбережение на уровне микроконтроллера
  • Энергоэффективные сети
  • Оценка энергопотребления устройств интернета вещей
  • Вычислительные модели и их применимость для систем интернета вещей
  • Облачные решения для разработки приложений
  • Платформы для разработки приложений IoT
Основная литература
  • Основы интернета вещей : учебно-методическое пособие / Н.В. Папуловская ; М-во науки и высшего образования РФ - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022.— 104 с
  • Введение в Интернет вещей: учебное пособие / Е.В. Глушак, А.В. Куприянов. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – 104 с.
  • Шварц Марко. Интернет вещей с ESP8266: пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2018. - 192с.
  • Петин В. А. Создание умного дома на базе Arduino. – М.: ДМК Пресс, 2018. – 180 с.
Дополнительная литература
  • Ли П. Архитектура интернета вещей / П. Ли; пер. с англ. М.А. Райтмана. – М.: ДМК Пресс, 2019. – 454 с .
  • Антти Суомалайнен. Интернет вещей: видео, аудио, коммутация. – М.: ДМК Пресс, 2019. – 120 с.
  • Петин В.А. Arduino и Raspberry Pi в проектах Internet of Things. - 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2019. - 432с.