Обработка визуальной информации в медицине

Баталова Мадина Есимханкызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В дисциплине рассматриваются характеристики сканеров и средств медицинской визуализации, принципы, методы и средства извлечения диагностической информации из измерений, использующих различные модальности и технологические решения. Студенты получают основные сведения по методам улучшения и реконструкции изображений и знакомятся с современными средствами обработки и визуализации медицинской информации.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у студентов системного подхода в сфере разработки и использования методов и компьютерных программ обработки визуальной информации, получаемой при использовании медицинской диагностической техники.
Задача
  • Задачи изучения дисциплины: - приобрести навыки оценки возможностей современной медицинской визуализации с использованием примеров из практической деятельности и выбора рациональных диагностических сканеров и средств медицинской инженерии.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать основные положения теории обработки и визуализации данных в медицине, принципы построения диагностических устройств, методы решения задач улучшения и реконструкции медицинских изображений, адаптации к новым модальностям медицинской визуализации, типы и характеристики основных сканеров и устройств.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь: - использовать основные приёмы обработки и визуализации информации в медицине, представлять результаты потребителю, реализовывать гибкую стратегию обработки визуальных данных; - способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, осознавать перспективность интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки; - способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства отдельными группами исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами, уметь проявлять личную ответственность, приверженность профессиональной этике и нормам ведения профессиональной деятельности. - осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обучающийся способен формировать обоснованные суждения на основе анализа визуальной медицинской информации, включая выбор и интерпретацию методов обработки изображений, оценку их применимости в клинической практике и понимание влияния полученных данных на диагностические решения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обучающийся способен ясно и аргументированно представлять результаты анализа визуальной медицинской информации, вести профессиональную коммуникацию с медицинскими специалистами и техническими экспертами, участвовать в обсуждении клинических решений, основанных на визуальных данных
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обучающийся способен самостоятельно и эффективно осваивать современные методы и технологии обработки медицинских изображений, применять знания из различных источников, критически анализировать новую информацию и интегрировать её в профессиональную деятельность.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Интерактивная лекция: управляемое обсуждение или беседа, модерация, презентация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь;

Информация и связь;

Поиск и исследование;

Решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* 0-100
2  *Rating(zh-CN)* 0-100
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Выполнение практических расчетов Полное качественное выполнение поставленной задачи. Делаем вывод по расчету. Ответьте на дополнительные вопросы совершенно правильно. Полностью понимает тему. Знает и умеет использовать термины. Полное выполнение практического задания. Если на первый дополнительный вопрос не дан полный ответ, будет задан второй определяющий вопрос. Теоретические знания средние. Допущение ошибок в практическом отчете. Не отвечайте на следующий вопрос. Низкие теоретические знания. Он выдает ошибки в расчетной работе. Доказательства не могут служить примером
Устные и письменные анкеты по контрольным вопросам Демонстрирует систематические теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет суть явлений и процессов, делает обоснованные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует беглость монологической речи и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы. Демонстрирует прочные теоретические знания, знает терминологию, логично и последовательно объясняет смысл, явления и процессы, делает обоснованные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует беглость монологической речи, но при этом допускает мелкие ошибки, которые преподаватель может исправить самостоятельно или с незначительной коррекцией Проявляет поверхностные теоретические знания, слабо сформированы навыки анализа явлений и процессов, неумение делать обоснованные выводы и приводить примеры, недостаточно владеет монологической речью, терминологией, логикой и последовательностью изложения, допускает ошибки, исправить которые можно только при исправлении со стороны преподавателя Показывает недостаточное знание теоретических основ предмета, неразвитость навыков анализа явлений и процессов, не может делать обоснованные выводы и приводить примеры, плохо владеет монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логики и последовательности изложения, даже совершает ошибки, которые не может исправить учитель, отказывается реагировать на урок
Экзамен На все теоретические вопросы были даны правильные и полные ответы; - практическая задача решена полностью; - материал изложен грамотно, соблюдая логический порядок; - проявились творческие способности. На все теоретические вопросы даны правильные, но неполные ответы, допущены незначительные ошибки или неточности; - практическое задание выполнено, но допущена небольшая ошибка; - материал изложен грамотно, с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в основном правильные, но не полные, в выводах допущены неточности и логические ошибки; - практическое задание выполнено не полностью; - материал написан правильно, но логическая последовательность нарушена. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; -в изложении ответа допущены грамматические и терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в теорию обработки цифровых изображений. Получение цифровых изображений. Понятие о пикселе и вокселе. Форматы цифровых изображений. Сжатие изображений. Применение цифровых изображений в медицине (диагностика, электронные истории болезни, телемедицина). Цифровое представление цвета. Системы RGB, HSV, CIE. Цветопередача в медицинских изображениях и ее оценка. Стандартные цветовые шкалы. Вопросы цветокоррекции. Основы теории распознавания образов. Визуализация в рентгеновской диагностике.Принцип работы и устройство компьютерного томографа. Современные модификации компьютерных томографов. Реконструкция изображений в компьютерной томографии. Режимы сканирования. Визуализация в ядерной медицине. Аппаратное обеспечение и контроль качества ПЭТ. Детектирующая система ПЭТ. Этапы исследования и основные блоки ПЭТ сканера. Реконструкция изображений. Артефакты изображений в ПЭТ (аппаратные артефакты, артефакты сбора данных, артефакты обработки данных). Реконструкционные алгоритмы изображения. Физические основы МРТ, основные блоки МР-томографа, построение МР- изображения. Гибридные системы (ПЭТ/МРТ).
Основная литература
  • 1. Visual Basic. NET. Библия пользователя : к изучению дисциплины / Б.Ивьен, Д.Берес и др. - М. ; СПб. ; Киев : Диалектика,2002. - 1014 c. : рис., табл. - ISBN 5-8459-0395-5 : 2294 т. ГРНТИ 20 УДК 004.378.5 2. Основы обработки медицинских изображений, "Digital Image Processing" – Rafael C. Gonzalez, Richard E. Woods, 2017 3. Машинное обучение и искусственный интеллект в медицине, "Deep Learning for Medical mage Analysis" – S. Kevin Zhou, Hayit Greenspan, Dinggang Shen, 2017 4."Artificial Intelligence in Health Care" – Adam Bohr, Kaveh Memarzadeh 2020. 5. Медицинская визуализация,"Medical Imaging: Principles and Practice" – James L. Prince, John K. Links 2006