Физиология и анатомия человека
内容描述: Дисциплина направлена на формирование у студентов общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области физиологии и анатомии человека, необходимых для формирования естественнонаучного мировоззрения и практической деятельности. Изучаются основы строения и функционирования органов и систем человеческого организма, физиологические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, а также механизмы регуляции и взаимодействия различных систем организма. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают знания и навыки анализа нормальных и патологических состояний организма на основе знаний анатомии и физиологии, а также умения работать с анатомическим и физиологическим материалом, необходимыми для профессиональной деятельности.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области физиологии и анатомии человека, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения и практической деятельности.
Задача
- - Формировать у студентов представление о современной физиологии человека как о комплексе наук, исследующих закономерности, которые свойственные человеку; - Сформировать у студентов чёткие представления об основных принципах функционирования организма; - Сформировать у студентов представления о принципах действия,функциональных возможностях и погрешностях измерения используемых диагностических систем; - Сформировать у студентов умение аргументировано систематизировать, излагать и интерпретировать результаты проводимых функционально-клинических исследований.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать: строение организма человека и различных его органов, функции живого организма, его органов и тканей, механизмы регуляции функций организма, основные механизмы регуляции физиологических функций на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях и возможности их восстановления при нарушении, функциональные системы организма человека, особенности его жизнедеятельности в различных условиях существования и основные механизмы адаптации к ним; внутри системные и межсистемные механизмы компенсации нарушенных функций; механизмы компенсации нарушенных функций нервной системы; механизмы двигательных нарушений и их компенсации; компенсаторно-приспособительные реакции сенсорных систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь: - применять современные методы и средства определения параметров функционирования организма; - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой дляпрофессиональной деятельности; - измерять и давать качественно-количественную оценку важнейших физиологических показателей деятельности различных органов и систем в покое и при нарушенных функциях. Владеть: - необходимым набором общебиологических знаний и основами биологической систематики, номенклатуры и терминологии; - методиками планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов; - методами клинического анализа крови (подсчёт форменных элементов,определение количества гемоглобина, расчёт цветного показателя, определение СОЭ, групп крови по системе АВО, резус фактора, времени свертывания крови, подсчет лейкоцитарной формулы); - навыками записи и анализа ЭКГ; - навыками спирографии с оценкой минутного объёма дыхания, жизненной емкости лёгких и её составляющих; - навыками определения остроты, полей и цветного зрения у человека; - навыками психофизиологического исследования свойств личности человека, памяти, активного внимания, определения умственной и физической работоспособности человека и интерпретации полученных данных;
Результат обучения: формирование суждений
- Грамотно излагать и анализировать с использованием специальной терминологии закономерности, характеризующих деятельное состояние и строение организма человека.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владение коммуникативными навыками и умениями, ориентация в коммуникативных средствах в рамках профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - умеют применять методы и средства познания, для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования ; - владеют системой знаний о анатомии и физиологии человека
*TeachingMethods(zh-CN)*
В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по темам СРС | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
Контрольные вопросы | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по темам СРС | ||
Контрольные вопросы | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет ос-новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение, основные понятия в области физиологии и анатомии человека. Вопросы по применению основных понятий в области физиологии и анатомии человека, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения. Краткий исторический очерк.
- Объект и методы исследования. Рассматривается объекты и методы исследования применяемые в анатомии человека и физиологии. Биопотенциалы.
- Человеческий организм как единое целое. Основы цитологии и гистологии. Клетка и ткани, содержание, функция.
- Костная система. Кость как орган, соединение костей, скелет туловища, кости верхней и нижней конечности, череп.
- Анатомия и физиология мышц человека. Общая миология. Мышечная система: общие сведения, мышцы головы, шеи, туловища.
- Анатомия и физиология органов дыхания. Органы дыхания общие сведения, полость носа, гортань, трахея, главные бронхи, легкие, плевра. Физиология дыхания.
- Анатомия и физиология пищеварительной системы. Основные понятия, морфофункциональные особенности. Органы пищеварения строение пищеварительной трубки.
- Анатомия и физиология выделительной системы. Основные понятия. Почки, выделительные пути, строение и функции.
- Анатомия и физиология половой системы. Мужская и женская половая система. Развитие человека.
- Сердечно - сосудистая система. Строение сосудов, сердца и круги. Артериальная система. Венозная система. кровообращения. Физиология и проводящая система сердца.
- Нервная система человека. Общие понятия, центральная нервная система, спинной мозг, спинномозговые нервы.
- Органы чувств. Общие понятия. Орган зрения. Орган слуха и равновесия. Органы обоняния и вкуса.
- Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Общие понятие. Характеристика желез и их гормонов.
Основная литература
- 1. Есенбекова Э.Э. Основы анатомии и физиологии человека. 2015. 324 с. 2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека, 2017, том второй. 420 с. 3. Сапин М.Р., Ревазов В.С. Анатомия человека, 2014. 260 с. 4. Билич Г.Л. «Атлас анатомии человека», 2018. 344 с. 5. Тверская С.С. «Анатомия и физиология. Учебный терминологический словарь справочник», Учебное пособие, 2015. 365с. 6. Фейц О., Моффет Д. «Наглядная анатомия», 2016. 240с 7. Самусев Р.П. «Атлас анатомии человека». М.: 2019.-544с. 8. Фредерик Мартини «Анатомия человека» / Frederic Martini «Human anatomy» (2014) 9. Мустафина И.Г.: Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие для СПО. Издательство: Лань, Серия: Медицина. 2022 г.388с. 10 Удальцов, Е. А. Анатомия и физиология человека : практикум для СПО / Е. А. Удальцов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2024. — 143 c. — ISBN 978-5-4488-1186-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/139086.html 11 Валенкова, Е. Н. Анатомия и физиология человека : учебное пособие / Е. Н. Валенкова. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2024. — 368 c. — ISBN 978-985-895-169-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/143064.html
Дополнительная литература
- 1 Биология. Полный курс. В 3-х т. : учебное пособие. Т. 1.Анатомия / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. - М. : ОНИКС 21 век, 2002. - 863 c 2 Динамическая анатомия для художников. Измерения. Пропорции. Анатомические детали. Поверхностные мышцы. Ракурс. Движение : к изучению дисциплины / Б.Хогарт. - Тула : Родничок ; М. : Астрель-АСТ, 2001. - 216 c. 3 Биология. Пособие для поступающих в вузы / ред. Н. В. Чебышев. - М. : Новая волна, 2002 - ., Т. 2 : Ботаника. Анатомия и физиология. Эволюция и экология. - 2002. - 412 c. 4 Основы анатомии и физиологии человека : учеб. пособие / В.И.Максимов, Т.В.Ипполитова, В.Д.Фомина; Ред. В.И.Максимов. - М. : КолосС, 2004. - 167 c. (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - Библиогр.: с.160 . 5 Швырев А.А. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» 2001.240с. 6 Линченко В.Я. "Атлас нормальной анатомии", 2002. 7 «Анатомия человека», М.Г.Привес., Н.К.Лысенков., 2001.456с. 8 Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека». М.:Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с 9 «Анатомия скелета: Атлас, пособие», Н.В.Крылова, И.А.Искренко., 2003. 356с.