Биохимия и основы биологии
Beschreibung: Дисциплина направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний и понимания основных биологических процессов и биохимических механизмов, лежащих в основе жизнедеятельности клеток и организмов. Изучаются основные принципы биологии и биохимии, структура и функции клеток и биомолекул, а также механизмы метаболизма и регуляции биохимических процессов. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают знания о биохимических механизмах жизнедеятельности клеток и организмов, а также навыки работы с приборами и оборудованием, используемыми в биохимических лабораториях как научно-исследовательского, так и производственного профиля.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | письменный экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- изучение студентами принципиальных закономерностей функционирования биологических систем, их авторегуляции и роли регулирующих систем. Овладеть методами и навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в биохимических лабораториях как научно-исследовательского, так и производственного профиля.
Задача
- - Формирование знаний об основных принципах молекулярной организации клетки, ткани, организма; - Формирование знаний о методах биохимических исследований, умения использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать: систему основных классов биологических веществ; значение этих классов в функционировании клетки в норме и при некоторых патологиях; основные пути обмена биологических веществ внутри и между классами; принципы авторегуляции и системной регуляции биохимических процессов в организме.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь: работать с неадаптированной литературой, посвященной биохимическим и биологическим проблемам, применять полученные знания для рациональной эксплуатации и усовершенствования биомедицинских приборов и систем. Владеть: биологической, анатомо-физиологической и клинической терминологией.
Результат обучения: формирование суждений
- - знают биохимию белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, минеральных веществ и витаминов и гормонов; - понимают сущность химических превращений, происходящих в организмах, механизмы их регуляции и их роль в обеспечении жизнедеятельности организма.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владение коммуникативными навыками и умениями, ориентация в коммуникативных средствах в рамках профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - умеют применять методы и средства познания, для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, владеют основой системы знаний о биохимии и биологии.
Lehrmethoden
В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
2 Bewertung | Выполнение задания по практическим работам | 0-100 |
Выполнение задания по практическим работам | ||
Выполнение задания по темам СРО | ||
Выполнение тестовые задания по материалам лекции | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет ос-новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем.
- Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков.
- Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот.
- Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов
- Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Углеводы, классификация и функции. Свойства и функции важнейших моно- и дисахаридов.
- Липиды. их классификация. Жиры и воска, биологическое значение. Фосфолипиды-компоненты клеточных мембран. Строение и функции липидов.
- Общая характеристика и классификация витаминов. Витамины, классификация, функции жирорастворимых, водорастворимых витаминов.
- Гормоны. Специфичность и механизмы действия гормонов. Важнейшие представители стероидных гормонов. Гормоны белковой природы. Фитогормоны.
- Обмен веществ как единая система биохимических процессов. Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных.
- Биология. Краткая история учения об индивидуальном развитии. Воззрения Гиппократа и Аристотеля об эмбриональном развитии животных организмов. Представление о развитии животных и человека в средние века.
- Уровни регуляции и дифференцировки в развитии Природа индуцирующих веществ и механизмы их действия. Механизмы регуляции дифференциальной экспрессии генов. Современные представления о механизмах регуляции синтезов специфических белков в процессе дифференцировки. Иммуногенез. Комплексность процессов морфогенеза. Факторы и условия формообразования
- Органогенезы у позвоночных животных. Формирование тела зародыша, обособление головного и хвостового отделов при голо- и меробластических типах развития. Взаимодействие между эктодермальными и мезодермальными компонентами закладок. Взаимодействие организма со средой и материнским организмом. Биотические и абиотические факторы среды. Яйцеродность, яйцеживородность. Развитие, строение и функции провизорных органов у амниот (желточного мешка, амниона, хориона и аллантоиса). Образование и типы плацент у млекопитающих. Понятие о тератогенных агентах.
- Постэмбриональное развитие. регенерация. Масштабы и способы репаративной регенерации в ряду беспозвоночных и позвоночных животных, и их изменение в онтогенезе. Клеточные источники регенерации. Регенерация органов на примере конечности. Полярность при регенерации. Взаимодействие тканей при регенерации. Влияние внешней среды. Стимуляция регенерации. Регуляция восстановительных процессов (гормональная, тканевая, функциональная, нервная).
- Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Особенности проведения работ, связанных с биологической опасностью. Мероприятия по снижению риска воздействия негативных и опасных биофакторов
- Меры защиты от биологического поражения, средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты
Основная литература
- 1 Панова Т. М., Щеголев А. А. Основы биохимии и молекулярной биологии: Учебное пособие. Издательство: Уральский государственный лесотехнический университет. 2016.-96с. 2 Практикум по биохимии: Учебно-методическое пособие по курсу «Биохимия». Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет.-2021.-104с. 3 Прохоров Д. И., Иванов А. Д. Практикум по биохимии. Издательство: Российский технологический университет.-2022.-60с. 4 Әлмағамбетов К.Х. Биотехнология негіздері. Астана, 2016. 213 б. http://lib.ektu.kz/CGI/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe 5 Северин, Е. С. Биохимия : учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд. , испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с. 6 Вавилова, Т. П. Биологическая химия / Т. П. Вавилова, А. Е. Медведев - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с. 7 Тулякова, О. В. Биология с основами экологии : учебное пособие / О. В. Тулякова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 422 c. — ISBN 978-5-4497-3219-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141123.html
Дополнительная литература
- 1. Әбілаев С.А., Қуандықов Е.Ө., Төлебаев Р.К. Медициналық биология және генетика. Москва.-2006. 450б. 2 Баев А.А. Биотехнология. –Москва.-2005.-210с 3 Пехов А.П. Биология с основами экологии. – Спб, 2005. – 671 с. 4 Беккер М.Е., Лиепыш Г.К., Райпулис Е.П. Биотехнология. – М.: Атомиздат, 2006.-241б. 5 Максимов В.И, Ипполитова Т.В., Фомина В.Д. Основы биологии и биотехнологии – М.: Колос, 2004 г. - 168 с. 6 Николаев А. Я. Биологическая химия / А. Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 566 с. 7 Биология. Полный курс. В 3-х т. : учебное пособие. Т. 1.Анатомия / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. - М. : ОНИКС 21 век, 2002. - 863 c 8 Биология. Пособие для поступающих в вузы / ред. Н. В. Чебышев. - М. : Новая волна, 2002 - ., Т. 2 : Ботаника. Анатомия и физиология. Эволюция и экология. - 2002. - 412 c. 9 Основы химической и биологической безопасности по направлению подготовки 551730-"Безопасность жизнедеятельности" (72часа) [Текст] = Биологиялық және химиялық қауіпсіздік негіздері: 551730- "Тіршілік әрекетінің қауіпсіздігі" бағыты дайындығы бойынша (72 сағат) : учебные программы. - Астана : Қазақстан Респуликасының білім және ғылым министрлігі, 2003. - 15 10 Тасекеев М.С. Биотехнология и экология : обзор. исслед. / М. С. Тасекеев. - Алматы : НЦ НТИ, 2008. - 125 с. : табл. - Библиогр.: с. 120-124. - 300 т. http://lib.ektu.kz/CGI/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe 11 Вакула В.Л. Биотехнология: Что это такое? / В.Л. Вакула. - М. : Молодая гвардия, 1989. - 303 с. - Б. ц.