Биохимия и основы биологии

Букунова Альмира Шошановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний и понимания основных биологических процессов и биохимических механизмов, лежащих в основе жизнедеятельности клеток и организмов. Изучаются основные принципы биологии и биохимии, структура и функции клеток и биомолекул, а также механизмы метаболизма и регуляции биохимических процессов. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают знания о биохимических механизмах жизнедеятельности клеток и организмов, а также навыки работы с приборами и оборудованием, используемыми в биохимических лабораториях как научно-исследовательского, так и производственного профиля.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение студентами принципиальных закономерностей функционирования биологических систем, их авторегуляции и роли регулирующих систем. Овладеть методами и навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в биохимических лабораториях как научно-исследовательского, так и производственного профиля.
Задача
  • - Формирование знаний об основных принципах молекулярной организации клетки, ткани, организма; - Формирование знаний о методах биохимических исследований, умения использовать их результаты для оценки состояния здоровья человека.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать: систему основных классов биологических веществ; значение этих классов в функционировании клетки в норме и при некоторых патологиях; основные пути обмена биологических веществ внутри и между классами; принципы авторегуляции и системной регуляции биохимических процессов в организме.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь: работать с неадаптированной литературой, посвященной биохимическим и биологическим проблемам, применять полученные знания для рациональной эксплуатации и усовершенствования биомедицинских приборов и систем. Владеть: биологической, анатомо-физиологической и клинической терминологией.
Результат обучения: формирование суждений
  • - знают биохимию белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, минеральных веществ и витаминов и гормонов; - понимают сущность химических превращений, происходящих в организмах, механизмы их регуляции и их роль в обеспечении жизнедеятельности организма.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владение коммуникативными навыками и умениями, ориентация в коммуникативных средствах в рамках профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - умеют применять методы и средства познания, для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, владеют основой системы знаний о биохимии и биологии.
Lehrmethoden

В ходе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: вовлечение обучающихся в поиск и управление знаниями; самостоятельное решение разнообразных задач; проблемно-ориентированное обучение; учебно-исследовательская деятельность; коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и др.).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
2  Bewertung Выполнение задания по практическим работам 0-100
Выполнение задания по практическим работам
Выполнение задания по темам СРО
Выполнение тестовые задания по материалам лекции
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде-ление и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет ос-новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем.
  • Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков.
  • Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот.
  • Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов
  • Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Углеводы, классификация и функции. Свойства и функции важнейших моно- и дисахаридов.
  • Липиды. их классификация. Жиры и воска, биологическое значение. Фосфолипиды-компоненты клеточных мембран. Строение и функции липидов.
  • Общая характеристика и классификация витаминов. Витамины, классификация, функции жирорастворимых, водорастворимых витаминов.
  • Гормоны. Специфичность и механизмы действия гормонов. Важнейшие представители стероидных гормонов. Гормоны белковой природы. Фитогормоны.
  • Обмен веществ как единая система биохимических процессов. Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных.
  • Биология. Краткая история учения об индивидуальном развитии. Воззрения Гиппократа и Аристотеля об эмбриональном развитии животных организмов. Представление о развитии животных и человека в средние века.
  • Уровни регуляции и дифференцировки в развитии Природа индуцирующих веществ и механизмы их действия. Механизмы регуляции дифференциальной экспрессии генов. Современные представления о механизмах регуляции синтезов специфических белков в процессе дифференцировки. Иммуногенез. Комплексность процессов морфогенеза. Факторы и условия формообразования
  • Органогенезы у позвоночных животных. Формирование тела зародыша, обособление головного и хвостового отделов при голо- и меробластических типах развития. Взаимодействие между эктодермальными и мезодермальными компонентами закладок. Взаимодействие организма со средой и материнским организмом. Биотические и абиотические факторы среды. Яйцеродность, яйцеживородность. Развитие, строение и функции провизорных органов у амниот (желточного мешка, амниона, хориона и аллантоиса). Образование и типы плацент у млекопитающих. Понятие о тератогенных агентах.
  • Постэмбриональное развитие. регенерация. Масштабы и способы репаративной регенерации в ряду беспозвоночных и позвоночных животных, и их изменение в онтогенезе. Клеточные источники регенерации. Регенерация органов на примере конечности. Полярность при регенерации. Взаимодействие тканей при регенерации. Влияние внешней среды. Стимуляция регенерации. Регуляция восстановительных процессов (гормональная, тканевая, функциональная, нервная).
  • Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Особенности проведения работ, связанных с биологической опасностью. Мероприятия по снижению риска воздействия негативных и опасных биофакторов
  • Меры защиты от биологического поражения, средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты
Основная литература
  • 1 Панова Т. М., Щеголев А. А. Основы биохимии и молекулярной биологии: Учебное пособие. Издательство: Уральский государственный лесотехнический университет. 2016.-96с. 2 Практикум по биохимии: Учебно-методическое пособие по курсу «Биохимия». Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет.-2021.-104с. 3 Прохоров Д. И., Иванов А. Д. Практикум по биохимии. Издательство: Российский технологический университет.-2022.-60с. 4 Әлмағамбетов К.Х. Биотехнология негіздері. Астана, 2016. 213 б. http://lib.ektu.kz/CGI/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe 5 Северин, Е. С. Биохимия : учебник / под ред. Е. С. Северина. - 5-е изд. , испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 768 с. 6 Вавилова, Т. П. Биологическая химия / Т. П. Вавилова, А. Е. Медведев - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 560 с. 7 Тулякова, О. В. Биология с основами экологии : учебное пособие / О. В. Тулякова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 422 c. — ISBN 978-5-4497-3219-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141123.html
Дополнительная литература
  • 1. Әбілаев С.А., Қуандықов Е.Ө., Төлебаев Р.К. Медициналық биология және генетика. Москва.-2006. 450б. 2 Баев А.А. Биотехнология. –Москва.-2005.-210с 3 Пехов А.П. Биология с основами экологии. – Спб, 2005. – 671 с. 4 Беккер М.Е., Лиепыш Г.К., Райпулис Е.П. Биотехнология. – М.: Атомиздат, 2006.-241б. 5 Максимов В.И, Ипполитова Т.В., Фомина В.Д. Основы биологии и биотехнологии – М.: Колос, 2004 г. - 168 с. 6 Николаев А. Я. Биологическая химия / А. Я. Николаев. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 566 с. 7 Биология. Полный курс. В 3-х т. : учебное пособие. Т. 1.Анатомия / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. - М. : ОНИКС 21 век, 2002. - 863 c 8 Биология. Пособие для поступающих в вузы / ред. Н. В. Чебышев. - М. : Новая волна, 2002 - ., Т. 2 : Ботаника. Анатомия и физиология. Эволюция и экология. - 2002. - 412 c. 9 Основы химической и биологической безопасности по направлению подготовки 551730-"Безопасность жизнедеятельности" (72часа) [Текст] = Биологиялық және химиялық қауіпсіздік негіздері: 551730- "Тіршілік әрекетінің қауіпсіздігі" бағыты дайындығы бойынша (72 сағат) : учебные программы. - Астана : Қазақстан Респуликасының білім және ғылым министрлігі, 2003. - 15 10 Тасекеев М.С. Биотехнология и экология : обзор. исслед. / М. С. Тасекеев. - Алматы : НЦ НТИ, 2008. - 125 с. : табл. - Библиогр.: с. 120-124. - 300 т. http://lib.ektu.kz/CGI/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe 11 Вакула В.Л. Биотехнология: Что это такое? / В.Л. Вакула. - М. : Молодая гвардия, 1989. - 303 с. - Б. ц.