Геолого-генетическое моделирование процессов формирования месторождений

Калинин Юрий Александрович

Портфолио преподавателя

Описание: В курсе дисциплины изложены современные данные о важнейших современных направлениях геологического моделирования, главные признаки построения и практического использования классификационно-поисковых и геолого- генетических моделей объектов (рудных районов, рудных узлов, рудных полей, рудных месторождений и рудных тел) в различных геологических обстановках.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Методика поисков и прогноза месторождений благородных металлов

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 75
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • заложить теоретические основы знаний по моделированию рудных процессов. Ознакомить магистрантов с теоретическими аспектами современных геологических наук, с вопросами создания обобщенных моделей объектов прогноза, поисков и оценки месторождений на всех стадиях работ с целью повышения их качества.
Задача
  • В основные теоретические и практические задачи изучения дисциплины входит получение теоретических знаний о важнейших современных направлениях геологического моделирования, главным признакам построения и практического использования классификационно-поисковых и геолого- генетических моделей рудных районов, месторождений полезных ископаемых
Результат обучения: знание и понимание
  • Студенты должны знать- роль и место моделей рудных объектов в прогнозно- поисковых комплексах, роль моделирования в проведении геологоразведочных работ, основные методологические основы моделирования, разнотипные модели рудных объектов, механизмы рудообразования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь – Обобщать образы крупных объектов, характеризовать их сходство и специфические особенности
Результат обучения: формирование суждений
  • владеть навыками построения моделей рудной минерализации на основе имеющейся информации
Результат обучения: коммуникативные способности
  • владеть иностранным языком для общения с учеными зарубежных стран, работы с литературой
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • совершенствовать знания в области геолого-генетическое моделирование процессов формирования месторождений
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач. - проблемное обучение

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Реферат по теме практического занятия 1 0-100
Реферат по теме практического занятия 2
Реферат по теме практического занятия 3
2  рейтинг Реферат по теме практического занятия 4 0-100
Реферат по теме практического занятия 5
Реферат по теме практического занятия 6
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. Формируемые ключевые компетенции Результаты обучения (единицы ключевых компетенций) образовательной программы дисциплины КК5 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития РО8 - Проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений - Знание условий образования и основных источников формирования, классификации антропогенных месторождений. Понимание важности использования и вторичной переработки антропогенного (техногенного) минерального сырья. - Применять знания о геологии антропогенных месторождений для формирования базы данных техногенного сырья в пределах отдельных регионов и Казахстана в целом, организации геологоразведочных работ в зонах хвостохранилищ, золоотвалов, рудных складов, отвалов вскрышных пород при добыче минерального сырья, в зонах складирования продуктов металлургической переработки и обогащения. - Формировать суждения и делать выводы о выборе методов и аппаратного обеспечения для организации геолого-геофизических исследований в пределах антропогенных месторождений. уметь делать выводы на основе полученных материалов по геологии ТМ - Использовать информационную базу и ресурсы мирового информационного пространства для разработки проектов на переработку техногенного сырья, уметь работать в качестве руководителя проекта и члена трудового коллектива. - постоянно совершенствовать свои знания, иметь навыки самостоятельного получения новых знаний с использованием публикаций (в том числе зарубежных), ресурсов интернета, фондовых материалов и т.д.) РО9 - Применять системы телекоммуникаций и глобального спутникового позиционирования в геоинформационных системах КК7 - Обладать способностью самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения профессиональных задач РО12 - Демонстрировать понимание сущности и значения информации в развитии современной геологии РО13 - Планировать самостоятельное обучение и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. еоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные принципы геотектонического и металлогенического районирования геологических структур
  • Металлогения геологических структур Восточного Казахстана в системе Центрально-Азиатского подвижного пояса
  • Закономерности формирования и геологические условия локализации месторождений в рудных поясах Большого Алтая
  • Систематика рудоносных структур и рудных формаций
  • Принципы геолого-генетического моделирования
  • Первичные и вторичные рудоносные структуры
  • Геолого-генетическое моделирование процессов формирования колчеданных месторождений
  • Геолого-генетические модели формировния медно-порфировых месторождений
  • Геолого-генетическое моделирование процессов формирования магматических медно-никелевых месторождений
  • Закономерности формирования и геолого-генетические модели золоторудных месторождений
  • Моделирование процессов формирования редкометалльных месторождений
  • Проблемные вопросы прогнозирования новых нетрадиционных типов месторождений золота, редких металлов и других полезных ископаемых
  • Основные принципы прогнозирования и моделирования скрытых рудоносных структур и месторождений, погребенных под чехлом рыхлых отложений
  • Моделирование процессов формирования месторождений как основа для разработки перспективных направлений прогнозно-металлогенических работ
Основная литература
  • 1. Атлас моделей месторождений полезных ископаемых Казахстана (на русском и английском языках). Алматы, 2004 - 140 с. 2. Бекжанов Г.Р., Бугаец А.Н., Лось В.Л. Геологические модели при прогнозировании ресурсов полезных ископаемых. М.: Недра, 1987. - 140 с. 3. Большой Алтай (геология и металлогения). Кн. 2. Металлогения / Щерба Г.Н., Беспаев Х.А., Дьячков Б.А. и др. Алматы, 2000. - 400 с. 4. Геонауки в Казахстане: (доклады казахстанских геологов). Алматы: Казахстанское геологическое общество "КазГЕО", 2004. -378 с. 5. Голованов И.М., Николаева Е.И., Кажихин М.А. Комплексная прогнозно-поисковая модель медно-порфировой формации. Ташкент, 1988. - 202 с. 6) Атлас моделей месторождений полезных ископаемых Казахстана (на русском и английском языках). Алматы, 2004 - 140 с. 7) Бекжанов Г.Р., Бугаец А.Н., Лось В.Л. Геологические модели при прогнозировании ресурсов полезных ископаемых. М.: Недра, 1987. - 140 с.
Дополнительная литература
  • 8) Большой Алтай (геология и металлогения). Кн. 1. Геологическое строение / Щерба Г.Н., Беспаев Х.А., Дьячков Б.А. и др. Алматы, 1998. - 304 с 9) Дьячков Б.А. Промышленные типы месторождений полезных ископаемых. Учебно-методическое пособие./ ВКГТУ - Усть-Каменогорск, 2001. - 124 с. 10) Константинов М.М., Аристов В.В., Вакин М.Е. и др. Условия формирования и основы прогноза крупных золоторудных месторождений. М., ЦНИГРИ, 1998.- 155 с. 11) Медно-порфировые месторождения. Серия: Модели месторождений благородных и цветных металлов / Кривцов А.И., Звездов B.C. и др. М.: ЦНИГРИ, 2001.-232 с. 12) Рафаилович М.С. Модели вертикальной геохимической зональности месторождений золота и их использование при поисковых работах (учебно- метод. пособие). ВКГТУ - Усть-Каменогорск, 2002.1989. - 166 с.