Методы оценки эффективности инновационных проектов в области автоматизации и управления

Алибеккызы Карлыгаш

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение методов оценки эффективности инновационных проектов в области автоматизации и управления. Рассматриваются основные подходы к оценке эффективности инновационных проектов, различные инструменты и методики, которые можно применять для оценки успеха и результативности таких проектов. Курс включает в себя изучение случаев из практики и анализ научных исследований в данной области.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Адаптивные методы прогнозирования параметров технологических процессов

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 75
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у докторантов глубоких знаний и навыков, необходимых для оценки эффективности инновационных проектов с использованием современных методологий и инструментов анализа, что позволит эффективно управлять проектами в сфере автоматизации.
Задача
  • Изучить основные подходы и теоретические основы оценки эффективности инновационных проектов.
  • Ознакомиться с различными методами и инструментами, применяемыми для оценки инновационных проектов.
  • Изучить показатели и критерии оценки успеха и результативности проектов в области автоматизации и управления.
  • Овладеть методиками анализа научных исследований и практических случаев, касающихся оценки эффективности инновационных проектов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Понимать современные подходы к оценке инновационных проектов
  • Знать методы управления рисками в инновационных проектах
  • Понимать влияние технологических инноваций на эффективность проектов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Оценивать и управлять рисками инновационных проектов
  • Анализировать социальную и экологическую эффективность проектов
Результат обучения: формирование суждений
  • Формировать обоснованные суждения о жизнеспособности инновационных проектов
  • Формировать суждения о влиянии технологических инноваций на конкурентоспособность
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно представлять результаты оценки проектов
  • Вести профессиональные дискуссии по вопросам оценки и управления проектами
  • Представлять комплексные отчеты и презентации по оценке эффективности проектов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Развивать самостоятельные навыки обучения и исследования
  • Применять критическое мышление при освоении новых знаний
  • Эффективно управлять своим временем и учебными ресурсами
Методы преподавания

1) соблюдать Кодекс академической честности студентов НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева», в котором прописаны требования академической честности и последствия ее нарушения; 2) не опаздывать на занятия; 3) не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни, предоставить справку; 4) на занятия приходить в деловой одежде; 5) активно участвовать в учебном процессе; 6) самостоятельно и своевременно выполнять домашние задания; 7) быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам, преподавателям и сотрудникам ВКТУ; 8) содействовать коллективной работе и участвовать в дискуссиях; 9) быть пунктуальным и обязательным (опоздания, пропуски, поведение в аудитории, позднее предоставление работ, отсутствие на экзамене);

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Введение в инновационные проекты в области автоматизации и управления 0-100
Инновационный проект; отличие от обычного; примеры; жизненный цикл; особенности автоматизации; ключевые участники; цели и задачи оценки эффективности.
Типологии инновационных проектов; структура проекта
Виды эффективности и принципы оценки эффективности
Показатели оценки эффективности
Методы оценки экономической эффективности — статические методы
Дисконтные методы и учёт времени
1 рубежный контроль
2  рейтинг Учёт инфляции и временного фактора 0-100
Неопределённость и риски
Информационное обеспечение оценки
Специфика оценки инноваций в автоматизации
Стоимость капитала и источники финансирования
Оценка жизненного цикла и масштабируемости проекта
Методы мультикритериального анализа
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; отчет оформлен в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устный опрос Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Рубежный контроль Результат рубежного теста: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне. Результат рубежного теста: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне. Результат рубежного теста: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне. Результат рубежного теста: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в оценку эффективности инновационных проектов
  • Методы оценки экономической эффективности проектов
  • Современные подходы к оценке инновационных проектов
  • Управление рисками и их учет при оценке проектов
  • Показатели эффективности в автоматизации и управлении
  • Методы прогнозирования результатов инновационных проектов
  • Оценка социальной и экологической эффективности проектов
  • Влияние автоматизации на конкурентоспособность предприятия
  • Жизненный цикл инновационных проектов: оценка на различных этапах
  • Финансовые модели для оценки проектов в области автоматизации
  • Оценка влияния технологических инноваций на проектную эффективность
  • Капитализация и оценка стоимости инновационных проектов
  • Методы бенчмаркинга в оценке эффективности проектов
  • Стратегическое планирование в инновационных проектах
  • Использование программных инструментов для оценки инновационных проектов
Основная литература
  • Schilling, M. A. (2020). Strategic Management of Technological Innovation (6th ed.). McGraw-Hill Education.
  • Morris, P. W. G., Pinto, J. K., & Söderlund, J. (2011). The Oxford Handbook of Project Management. Oxford University Press.
  • Богданова, Т.Г., Казакова, Н.А. (2012). Оценка эффективности инновационных проектов. Издательство Юрайт.
Дополнительная литература
  • 1. Баранов А.О., Музыко А.А., Павлов А.В. «Оценка эффективности инновационных проектов на основе концепции реальных опционов». 2. «Оценка эффективности инновационной деятельности» – учебное пособие. 3. Рабочие программы дисциплин РУДН, ВГУТ и др. по теме оценки инновационных проектов.