Автоматтандыру және басқару саласындағы инновациялық жобалардың тиімділігін бағалау әдістері

Алибеккызы Карлыгаш

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Пән автоматтандыру және басқару саласындағы инновациялық жобалардың тиімділігін бағалау әдістерін зерделеуге бағытталған. Инновациялық жобалардың тиімділігін бағалаудың негізгі тәсілдері, осындай жобалардың жетістігі мен нәтижелігін бағалау үшін қолдануға болатын әртүрлі құралдар мен әдістер қарастырылады. Курс сонымен қатар тәжірибеден алынған жағдайларды зерттеуді және осы саладағы ғылыми зерттеулерді талдауды қамтиды.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Технологиялық үдерiстер параметрлерiн адапттивтi болжамдау әдiстерi

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 30
Практикалық жұмыстар 15
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 75
СӨЖ 30
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Формирование у докторантов глубоких знаний и навыков, необходимых для оценки эффективности инновационных проектов с использованием современных методологий и инструментов анализа, что позволит эффективно управлять проектами в сфере автоматизации.
Міндет
  • Изучить основные подходы и теоретические основы оценки эффективности инновационных проектов.
  • Ознакомиться с различными методами и инструментами, применяемыми для оценки инновационных проектов.
  • Изучить показатели и критерии оценки успеха и результативности проектов в области автоматизации и управления.
  • Овладеть методиками анализа научных исследований и практических случаев, касающихся оценки эффективности инновационных проектов.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • Понимать современные подходы к оценке инновационных проектов
  • Знать методы управления рисками в инновационных проектах
  • Понимать влияние технологических инноваций на эффективность проектов
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • Оценивать и управлять рисками инновационных проектов
  • Анализировать социальную и экологическую эффективность проектов
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Формировать обоснованные суждения о жизнеспособности инновационных проектов
  • Формировать суждения о влиянии технологических инноваций на конкурентоспособность
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Эффективно представлять результаты оценки проектов
  • Вести профессиональные дискуссии по вопросам оценки и управления проектами
  • Представлять комплексные отчеты и презентации по оценке эффективности проектов
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Развивать самостоятельные навыки обучения и исследования
  • Применять критическое мышление при освоении новых знаний
  • Эффективно управлять своим временем и учебными ресурсами
Оқыту әдістері

1) соблюдать Кодекс академической честности студентов НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева», в котором прописаны требования академической честности и последствия ее нарушения; 2) не опаздывать на занятия; 3) не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни, предоставить справку; 4) на занятия приходить в деловой одежде; 5) активно участвовать в учебном процессе; 6) самостоятельно и своевременно выполнять домашние задания; 7) быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам, преподавателям и сотрудникам ВКТУ; 8) содействовать коллективной работе и участвовать в дискуссиях; 9) быть пунктуальным и обязательным (опоздания, пропуски, поведение в аудитории, позднее предоставление работ, отсутствие на экзамене);

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Введение в инновационные проекты в области автоматизации и управления 0-100
Инновационный проект; отличие от обычного; примеры; жизненный цикл; особенности автоматизации; ключевые участники; цели и задачи оценки эффективности.
Типологии инновационных проектов; структура проекта
Виды эффективности и принципы оценки эффективности
Показатели оценки эффективности
Методы оценки экономической эффективности — статические методы
Дисконтные методы и учёт времени
1 рубежный контроль
2  рейтинг Учёт инфляции и временного фактора 0-100
Неопределённость и риски
Информационное обеспечение оценки
Специфика оценки инноваций в автоматизации
Стоимость капитала и источники финансирования
Оценка жизненного цикла и масштабируемости проекта
Методы мультикритериального анализа
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Работа на практических занятиях Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; отчет оформлен в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Устный опрос Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Рубежный контроль Результат рубежного теста: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне. Результат рубежного теста: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне. Результат рубежного теста: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне. Результат рубежного теста: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Введение в оценку эффективности инновационных проектов
  • Методы оценки экономической эффективности проектов
  • Современные подходы к оценке инновационных проектов
  • Управление рисками и их учет при оценке проектов
  • Показатели эффективности в автоматизации и управлении
  • Методы прогнозирования результатов инновационных проектов
  • Оценка социальной и экологической эффективности проектов
  • Влияние автоматизации на конкурентоспособность предприятия
  • Жизненный цикл инновационных проектов: оценка на различных этапах
  • Финансовые модели для оценки проектов в области автоматизации
  • Оценка влияния технологических инноваций на проектную эффективность
  • Капитализация и оценка стоимости инновационных проектов
  • Методы бенчмаркинга в оценке эффективности проектов
  • Стратегическое планирование в инновационных проектах
  • Использование программных инструментов для оценки инновационных проектов
Негізгі әдебиет
  • Schilling, M. A. (2020). Strategic Management of Technological Innovation (6th ed.). McGraw-Hill Education.
  • Morris, P. W. G., Pinto, J. K., & Söderlund, J. (2011). The Oxford Handbook of Project Management. Oxford University Press.
  • Богданова, Т.Г., Казакова, Н.А. (2012). Оценка эффективности инновационных проектов. Издательство Юрайт.
Қосымша әдебиеттер
  • 1. Баранов А.О., Музыко А.А., Павлов А.В. «Оценка эффективности инновационных проектов на основе концепции реальных опционов». 2. «Оценка эффективности инновационной деятельности» – учебное пособие. 3. Рабочие программы дисциплин РУДН, ВГУТ и др. по теме оценки инновационных проектов.