Методы оценки эффективности инновационных проектов в области автоматизации и управления
Описание: Дисциплина направлена на изучение методов оценки эффективности инновационных проектов в области автоматизации и управления. Рассматриваются основные подходы к оценке эффективности инновационных проектов, различные инструменты и методики, которые можно применять для оценки успеха и результативности таких проектов. Курс включает в себя изучение случаев из практики и анализ научных исследований в данной области.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Адаптивные методы прогнозирования параметров технологических процессов
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 30 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 75 |
| СРО | 30 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у докторантов глубоких знаний и навыков, необходимых для оценки эффективности инновационных проектов с использованием современных методологий и инструментов анализа, что позволит эффективно управлять проектами в сфере автоматизации.
Задача
- Изучить основные подходы и теоретические основы оценки эффективности инновационных проектов.
- Ознакомиться с различными методами и инструментами, применяемыми для оценки инновационных проектов.
- Изучить показатели и критерии оценки успеха и результативности проектов в области автоматизации и управления.
- Овладеть методиками анализа научных исследований и практических случаев, касающихся оценки эффективности инновационных проектов.
Результат обучения: знание и понимание
- Понимать современные подходы к оценке инновационных проектов
- Знать методы управления рисками в инновационных проектах
- Понимать влияние технологических инноваций на эффективность проектов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Оценивать и управлять рисками инновационных проектов
- Анализировать социальную и экологическую эффективность проектов
Результат обучения: формирование суждений
- Формировать обоснованные суждения о жизнеспособности инновационных проектов
- Формировать суждения о влиянии технологических инноваций на конкурентоспособность
Результат обучения: коммуникативные способности
- Эффективно представлять результаты оценки проектов
- Вести профессиональные дискуссии по вопросам оценки и управления проектами
- Представлять комплексные отчеты и презентации по оценке эффективности проектов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Развивать самостоятельные навыки обучения и исследования
- Применять критическое мышление при освоении новых знаний
- Эффективно управлять своим временем и учебными ресурсами
Методы преподавания
1) соблюдать Кодекс академической честности студентов НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева», в котором прописаны требования академической честности и последствия ее нарушения; 2) не опаздывать на занятия; 3) не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни, предоставить справку; 4) на занятия приходить в деловой одежде; 5) активно участвовать в учебном процессе; 6) самостоятельно и своевременно выполнять домашние задания; 7) быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам, преподавателям и сотрудникам ВКТУ; 8) содействовать коллективной работе и участвовать в дискуссиях; 9) быть пунктуальным и обязательным (опоздания, пропуски, поведение в аудитории, позднее предоставление работ, отсутствие на экзамене);
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Введение в инновационные проекты в области автоматизации и управления | 0-100 |
| Инновационный проект; отличие от обычного; примеры; жизненный цикл; особенности автоматизации; ключевые участники; цели и задачи оценки эффективности. | ||
| Типологии инновационных проектов; структура проекта | ||
| Виды эффективности и принципы оценки эффективности | ||
| Показатели оценки эффективности | ||
| Методы оценки экономической эффективности — статические методы | ||
| Дисконтные методы и учёт времени | ||
| 1 рубежный контроль | ||
| 2 рейтинг | Учёт инфляции и временного фактора | 0-100 |
| Неопределённость и риски | ||
| Информационное обеспечение оценки | ||
| Специфика оценки инноваций в автоматизации | ||
| Стоимость капитала и источники финансирования | ||
| Оценка жизненного цикла и масштабируемости проекта | ||
| Методы мультикритериального анализа | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Работа на практических занятиях | Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; отчет оформлен в соответствии с требованиями; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил работу по требованию к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
| Устный опрос | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
| Рубежный контроль | Результат рубежного теста: 18-20 баллов – продемонстрированы знания на высоком уровне. | Результат рубежного теста: 14-17 баллов – продемонстрированы знания на базовом уровне. | Результат рубежного теста: 13-10 баллов – продемонстрированы знания на удовлетворительном уровне. | Результат рубежного теста: 0-9 баллов – знания считаются не освоенными. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в оценку эффективности инновационных проектов
- Методы оценки экономической эффективности проектов
- Современные подходы к оценке инновационных проектов
- Управление рисками и их учет при оценке проектов
- Показатели эффективности в автоматизации и управлении
- Методы прогнозирования результатов инновационных проектов
- Оценка социальной и экологической эффективности проектов
- Влияние автоматизации на конкурентоспособность предприятия
- Жизненный цикл инновационных проектов: оценка на различных этапах
- Финансовые модели для оценки проектов в области автоматизации
- Оценка влияния технологических инноваций на проектную эффективность
- Капитализация и оценка стоимости инновационных проектов
- Методы бенчмаркинга в оценке эффективности проектов
- Стратегическое планирование в инновационных проектах
- Использование программных инструментов для оценки инновационных проектов
Основная литература
- Schilling, M. A. (2020). Strategic Management of Technological Innovation (6th ed.). McGraw-Hill Education.
- Morris, P. W. G., Pinto, J. K., & Söderlund, J. (2011). The Oxford Handbook of Project Management. Oxford University Press.
- Богданова, Т.Г., Казакова, Н.А. (2012). Оценка эффективности инновационных проектов. Издательство Юрайт.
Дополнительная литература
- 1. Баранов А.О., Музыко А.А., Павлов А.В. «Оценка эффективности инновационных проектов на основе концепции реальных опционов». 2. «Оценка эффективности инновационной деятельности» – учебное пособие. 3. Рабочие программы дисциплин РУДН, ВГУТ и др. по теме оценки инновационных проектов.