Наименование  конкурса в рамках которого реализуется проект: Конкурс на грантовое финансирование фундаментальных и  прикладных научных исследований по научным и (или) научно-технических проектам  на 2023-2025 годы.
Руководитель проекта: Кульгильдинова Тулебике Алимжановна, доктор педагогических  наук, профессор кафедры Международных коммуникаций КазУМОиМЯ  им. Абылай хана.
Идентификаторы:
Исследовательская группа проекта
| № |  ФИО |  Должность по проекту |  Идентификаторы (Scopus    Author ID, Researcher    ID, ORCID, если    имеются) и ссылки на соответствующие профили | 
|  1 | 
Сарсембаева    Арайлы Алибековна | 
Ведущий научный сотрудник | 
ORCID 0000-0003-2239-8358      https://orcid.org/0000-0003-2239-8358 | 
| 2 | 
Сурова    Дарья Сергеевна | 
Старший   научный сотрудник | 
ORCID 0000-0003-1847-8697, https://orcid.org/   0000-0003-1847-8697 | 
| 3 | 
Калелова    Индира Маулкановна | 
Научный сотрудник | 
ORCID 0000-0001-9631-2129, https://orcid.org/0000-0001-9631-2129 | 
| Молодые ученые (до 40 лет + обучающие (Студенты,    магистранты)) | 
| № |  ФИО  |  Должность по проекту   |  Идентификаторы (Scopus    Author ID, Researcher    ID, ORCID, если    имеются) и ссылки на соответствующие профили   |  Примечание (ППС, студент, магистрант, доктарант) | 
| 1 | 
Какишева Лаззат Жазылбековна | 
Младший   научный сотрудник | 
Scopus Author ID:    57353119400,   https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57353119400  ORCID 0000-0002-5900-8125,  https://orcid.org/0000-0002-5900-8125 | 
ППС | 
| 2 | 
Урюстюмова Айзат | 
Младший   научный сотрудник | 
 ORCID  0000-0002-7189-1053,  https://orcid.org/0000-0002-7189-1053 
 | 
ППС | 
 
Аннотация проекта
Неформальное образование сегодня  рассматривается как один из механизмов, который стимулирует совершенствование  компетенций на протяжении всей жизни, способствует подготовке кадров новой  формации.
Неформальное образование может  включать в себя программы формирования дополнительных компетенций, семинары,  форумы, инициативы в области личностного развития. Такое образование позволяет  конструировать собственные траектории освоения знаниями и умениями, развития  личностных качеств через коммуницирование, обучение, познание самого себя.
Образовательная среда, основанная  на процессно-ориентированных подходах, будет способствовать личностной  самоидентификации обучающихся, формировать специалистов и профессионалов,  которые смогут дать толчок инновационному развитию Казахстана. 
Значительный научный потенциал  проекта заключается в том, что неформальное образование рассматривается как  триада, или триединство таких составляющих, как «студент – университет –  внешняя среда». Такой подход дает возможность полно и детально подойти к  процессу моделирования соответствующей образовательной среды. Реализация  неформального образования даст студенту академическую свободу, заключающуюся в  возможности выбора места обучения определенным компетенциям (это могут быть и  разные университета, и предприятия, и другие организации, оказывающие  образовательные услуги), возможность построения собственной образовательной  траектории на основе критического осмысления образовательного контента, а также  эмоционально-психологический комфорт процесса обучения.
В модели неформального образования  «университет» становится активным участником образовательного сообщества через  развитие онлайн образования, создание продвинутых курсов. Система перезачета  внутренних курсов и  курсов внешних  образовательных организаций создает имидж открытого к инновациям университета,  ориентированного на удовлетворение личностных запросов.
Реализация проекта даст новый  импульс для развития партнерских отношений, выстраивания гибких форм  сотрудничества с целью обновления экономики и промышленности Казахстана. Предприятия  Казахстана будут иметь высокопрофессиональных специалистов, которые еще и  являются разносторонними личностями, а организации, предлагающие различные  курсы, семинары, тренинги, получают возможность расширить свою аудиторию,  поделиться с большим количеством людей своими идеями.
Цель проекта: 
Разработка и внедрение адаптивной модели  неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная  среда» для создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей  самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки  самоорганизации образовательной деятельности.
Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:
| 
 Год 
 |  
 Ожидаемые результаты 
 |  
 Достигнутые результаты 
 | 
| 
 2023 год 
 | 
- 2 статьи и (или) обзора в рецензируемых зарубежных и (или)    отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО (по направлениям    «Педагогические науки», «Филологические науки») – в публикации будет    представлено теоретическое обоснование концепции неформального образования,    ее научно-теоретические подходы и принципы.
 
- Дорожная карта по внедрению неформального образования в ВКТУ    им.Д.Серикбаева.
 
  | 
- Тулекенова Д.Т., Кульгильдинова Т.А. «Бастауыш мектепте    болашақ шетел тілі мұғалімінің ағылшын тілі сабағында интерактивті    learningapps.org мультимедиялық бағдарламасын қолдану біліктілігін    қалыптастыру» // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Педагогические    науки». № 2 (69). 2023. С. 203-219.    https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/940/428
 
- Сарсембаева А.А., Сурова Д.С., Хасенова Л.Н., Токтаргалиева    К.М «Қазақстан жоғары оқу орындарындағы бейресми білім беру: практикалық    аспект» // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Педагогические    науки». № 4 (71). 2023.    https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/1063/397Разработана Концепция    неформального образования и Дорожная карта, направленные на стимулирование    саморазвития и самоидентификации обучающихся (утверждена проректором ВКТУ им.    Д. Серикбаева 20.10.2023). 
 
- Разработана Концепция и Дорожная карта неформального    образования, направленные на стимулирование саморазвития и самоидентификации    обучающихся (утверждена 20.10.2023).
 
  | 
| 
 2024 год 
 | 
- 2 статьи и (или) обзора в         рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных         КОКСНВО (по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки»)         – в статьях будут представлены результаты исследовательского этапа         исследования: механизмы создания модели неформального образования и         формирования образовательной среды, поддерживающей это образование;          
 
- монография с         научно-теоретическим описанием  модели неформального образования         «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
 
- учебное пособие по         научно-методологическим и практическим основам организации неформального         образования в вузе;
 
- Соглашения о сотрудничестве с         университетами Казахстана и зарубежных стран и структурами,         предлагающими разное содержание и форматы обучения;
 
- онлайн курс в формате         дополнительного образования
 
 
 | 
- D.Zh. Sarzhanova, T.A.         Kulgildinova, А.А. Sarsembayeva «Updating the information-contextual         approach in training future foreign language teachers through case         studies» // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика».         2024, 29, 3(115) С. 73 - 83.         https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/index.php/pedagogy-vestnik/article/view/1152/484
 
- Кульгильдинова T.A., Сурова         Д.С., Сарсембаева А.А. «Неформальное образование в контексте современных         трендов» // Вестник КАЗНПУ   имени         АБАЯ. Серия: Педагогические науки. No 2(82), 2024, С. 36-48. https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3509/886
 
- Кульгильдинова Т.А.         Теоретико-методологические основы и практические аспекты неформального         образования / Д.С. Сурова, А.А. Сарсембаева: Монография. Lap Lambert         Academic Publishing. 2024. – 106с. ISBN: 978-620-7-9902-6
 
- Сарсембаева А.А. Неформальное         образование в академической среде: учебное пособие для преподавателей и         студентов. / А.А. Сарсембаева, 
 
- И.М. Калелова, А.И.         Урюстюмова / Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2024. - 65 с. ISBN         978-601-208-534-1
 
- Заключены соглашения о         сотрудничестве:
 
- -  Меморандум о сотрудничестве и         взаимодействии между Некоммерческим акционерным обществом         «Восточно-Казахстанский технический университет им. Д.Серикбаева» и ГККП         ВКО «Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей         заповедник» управления культуры ВКО (от 06.02.2024 г.);
 
- - Меморандум о сотрудничестве         и взаимодействии между Некоммерческим акционерным обществом         «Восточно-Казахстанский технический университет им. Д.Серикбаева» и КГУ         «Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А.С. Пушкина»         управления культуры ВКО (от 08.02.2024 г.).
 
- - Соглашение о сотрудничестве         между ВКТУ им.Д.Серикбаева и Университетом Марии Кюри-Склодовской         (Польша) (от 03.09.2024 г.).
 
 
Разработан онлайн курс «English Elementary» в формате дополнительного    образования https://open.ektu.kz/courses/course-v1:LNG+AYa_EN+02/about на платформе open.ektu.kz. 
 | 
| 
 2025 год 
 | 
- модель неформального         образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» для         создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей         самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки         самоорганизации образовательной деятельности;
 
- 2 (две) статьи или обзора в         рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation         Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и         (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати         пяти) (например, таких, как Journal of Language, Identity &         Education, ISSN: 1532-7701 Impact Factor: 1.273 Ranking: 110/184         (Linguistics) and 205/243 (Education & Educational Research),         CiteScore: 1.19 87% 127/1032 Linguistics and Language (Scopus) https://www.scopus.com/sourceid/12100155706)         – в публикациях будут представлены результаты педагогического         эксперимента по внедрению  модели неформального образования         «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
 
- монография         научно-методологическим основам и практическим аспектам неформального         образования;
 
- обзорный онлайн справочник         неформального образования для обучающихся вузов Казахстана (в виде         мобильного приложения);
 
- семинар/онлайн мастер класс         республиканского уровня на тему проекта
 
 
 | 
- На модель неформального         образования «студент – университет – внешняя образовательная среда»         получено авторское свидетельство № 60847 от «16» июля 2025 года.Tulebike         Kulgildinova, Araily Sarsembayeva, Darya Surova, Gulsum Ayapbergenova,         Saniya Nurgaliyeva Non-formal learning practices among students in         Kazakhstan: Perceptions, challenges, and opportunities International         Journal of Innovative Research and Scientific Studies. 8(2) 2025. pages:         3026-3036 Процентиль 69.
 
- Кульгильдинова Т.А. Қазіргі         заманғы сын-қатерлер жағдайындағы бейресми білім: Теория, практика және         инновациялық технологиялар. Монография. / Д.С. Сурова, А.А. Сарсембаева,         А.И. Урюстюмова, И.М. Калелова: Алматы, «Полилингва» баспасы. 2025. –         200 б.
 
- Разработан обзорный онлайн         справочник неформального образования для обучающихся вузов Казахстана (в         виде мобильного приложения). Приложение представляет собой каталог         кружков и курсов по направлениям неформального образования (музыка,         спорт, языки, творчество и др.) с возможностью фильтрации и поиска по         названию, адресу и контактам.
 
- Проведен Республиканский         семинар «Неформальное образование: современные вызовы, опыт реализации и         перспективы», (12.06.2024 г.)         (/newsevents/v-vktu-proveli-respublikanskij-seminar-po-neformalnomu-obrazovaniyu.aspx;         https://www.facebook.com/share/y7c4vFdCh2gRbKfM/?mibextid=xfxF2i;         https://storage.ektu.kz/nextcloud/index.php/s/mGyJ7KyAm5LBmL7).
 
 
  
 | 
Инфографика 
最后更改日期:
15.08.2025