Редкий фонд научной библиотеки начал формироваться с того момента, когда библиотека переехала в новое просторное здание (1966 г.). При поддержке ректора УК СДИ Сидорова А.К., работники библиотеки стали комплектовать фонд основного книгохранения редкими изданиями книг. Много книг по архитектуре и искусству передал в дар библиотеке научный руководитель докторской диссертации А.К. Сидорова. Крупнейшие вузы страны, такие как Московский автодорожный институт, Харьковский автодорожный институт, Томский автодорожный институт, Московский инженерно-строительный, Новосибирский инженерно-строительный институт поделились редкими изданиями книг по строительству, транспорту, автомобильным дорогам и мостам. Позже был осуществлен взаимообмен редкими изданиями с 11 вузами Республики Казахстан. Первая заведующая библиотекой Афонина Э.К. ездила в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и отбирала литературу, которая составила основу редкого фонда библиотеки. Часть книг была передана в дар нашей библиотеке, часть приобретена за деньги.
Сегодня уникальный фонд редкой книги научной библиотеки Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева включает издания XVIII – начала XX веков по различным отраслям науки. Фонд редких и ценных книг насчитывает 1356 экземпляров. Имеются уникальные издания по математике, физике, строительным конструкциям, автомобильным дорогам, мостам и тоннелям, автомобилям. Особенно богат редкий фонд нашей библиотеки изданиями по искусству и архитектуре. Здесь можно выделить такие фолианты, как:
- Неффор Ж. Архитектурный альбом. Т.1-2, 3-4, 5-6, 7-8.- Париж. - 1757г.;
- Снегирев И.М. Русская старина в памятниках.- М.,1860;
- Вёрман К. История Искусства. Т,1,3.-Санкт-Петербург,1896;
- Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры.- Санкт-Петербург,1901;
- Кирпичев В.Л. Беседы о механике. - Санкт-Петербург,1907, и другие.
Книги, как и люди, имеют свои судьбы, тем более те из них, что прожили 100, 200 и более лет. За каждым томом, вошедшим в состав редкого фонда, своя история. Заставить их заговорить – наша задача.