Современная история Казахстана
内容描述: Изучение курса обусловлена ее огромной ролью в укреплении казахстанской идентичности, самосознании народа, реализации задач, связанных с необходимостью интеллектуального прорыва в новом тысячелетии. Казахстанское общество должно обладать духовным и идейным стержнем для успешной реализации намеченных целей рамках программы «Рухани жаңғыру».
贷款数: 5
Пререквизиты:
- История Казахстана. Школьный курс
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | государственный экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | устно (по билетам) |
零件: Обязательный компонент
循环次数: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Изучение объективных исторических знаний об основных этапах истории современного Казахстана; направление внимания студентов на проблемы становления и развития государственности и историко-культурных процессов.
Задача
- 1) Cистематизирование исторических знаний об основных событиях современной истории, формирующих научное мировоззрение и гражданскую позицию; 2) формирование научно-обоснованной концепции истории современного Отечества, основанной на целостном и объективном освещении проблем этногенеза казахского народа, эволюции форм государственности и цивилизации на территории Великой Степи и совокупности наиболее значимых исторических факторов и событий; 3) наполнение реальным научно-историческим содержанием казахстанской модели развития в период ускоренной модернизации выхода республики по направлению экономической и идейно-культурной самодостаточности; 4) создание идеологической и духовной основы для консолидации полиэтнического и поликонфессионального казахстанского общества; 5) раскрытие научных принципов, определяющих значимое место современного Казахстана в контексте всемирной истории.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание и понимание знать предпосылки, этапы и их исторические основания формирования независимого государства Казахстан в начале мировых и евразийских исторических процессов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение знаний и понятий. Уметь демонстрировать критический анализ прошлых исторических событий и сцен, связывать их с всемирно-историческим развитием человечества на основе ретроспективных, сравнительно-исторических и других научных методов исследования;
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование суждений. Обучение навыкам аналитического и аксиологического анализа при обучении сложным историческим процессам, явлениям и деятельности исторических деятелей современного Казахстана
Результат обучения: коммуникативные способности
- Приобретение коммуникативных способностей. Коммуникативная способность работать в группе, организовывать работу малой группы
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Использование навыков обучения в учебе. ормирование траектории самостоятельного освоения педагогических навыков, умения работать с интернет-материалами, развитие способностей и интереса к творческой деятельности, потребность в непрерывном образовании.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | устный ответ на семинаре | 0-100 |
СРО | ||
СРОП | ||
контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | устный ответ на семинаре | 0-100 |
СРО | ||
СРОП | ||
контрольная работа | ||
*TotalControl(zh-CN)* | государственный экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в дисциплину. Концептуальные основы изучения Отечественной истории. Истоки и преемственность казахской государственности. Актуальные проблемы истории современного Казахстана.
- Казахстан на пути к независимости. Этапы формирования идеи национального государства. Переселение на казахские земли русских. Особенности развития промышленности на казахской земле и его колониальный характер. Цели, особенности и историческая преемственность национальных восстаний (движений) ХVІІІ - начала ХІХ веков против колонизации в Казахстане. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Влияние просветительских идей джадидизма.. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность. Участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России. Роль «Иттифак-эль-муслимин» (Союз мусульман) в консолидации тюрко-мусульманских народов империи. Казахская степь в годы Первой мировой войны. Национально-освободительное восстание 1916 года. Новые подходы в изучении восстания 1916 года в исторической науке Казахстана. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан. Июльский Всеказахский съезд и решение об образовании партии Алаш. Программа партии. Выборы депутатов Всероссийского Учредительного Собрания, победа партии Алаш. Решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со дня рождения лидера движения «Алаш» А.Н.Букейханова. 100-летие движения Алаш: формирование новых взглядов на политическую, культурно-просветительскую деятельность казахской интеллигенции.
- Гражданско-политическое противостояние. Октябрьский переворот и политическая жизнь Казахстана. Установление советской власти. Опубликование Декларации прав народов России (15 ноября 1917 г.). Декабрьский Всеказахский съезд. Формирование правительства Алаш орда (Народный совет), под председательством А. Букейханова. Решение об образовании Алашской автономии. Формирование в городе Коканд правительства Туркестанской автономии (Кокандской автономии. Ликвидация органов власти Алашской и Кокандской автономии. Оценка советским правительством Казахских комитетов как «национально-буржуазной» власти. Казахский край - противоборство «белых» и «красных». Распространение военных действий на казахской территории. Политика «военного коммунизма». Объявление амнистии правительству Алаш-Орда. Критика большевистских идей в письмах А.Байтурсынова к В.И.Ленину. Образование Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Автономной республики. Командно-административное решение проблем территориальных границ Киргизской (Казахской) АССР. КазАССР и Туркестанская республика. Мусульманское бюро и Турккомиссия: борьба за политическую власть. Поражение идеи единого Туркестана. Т.Рыскулов и М.Султангалиев. Становление большевистского режима в Казахстане. Земельно-водная реформа в Казахстане. Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Содержание НЭП и особенности ее проведения. Голод в Казахстане 1921-1922 года. Национально-государственное размежевание республик Туркестана – крушение идеи единого Туркестана. Объединение казахских земель в составе Казахской Автономной Советской Социалистической Республики.
- Реализация советской модели государственного строительства. Усиление власти и влияния Коммунистической партии в общественной жизни. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: суть и последствия. Решения Казахского краевого партийного комитета по земельному вопросу. Начало репрессий казахской интеллигенции. Дискуссии о путях и методах индустриализации Казахстана. Позиции казахских общественных деятелей по вопросу индустриализации. Раздел пастбищных земель и сенокосных угодий и его результаты. Политика советизации казахского аула – разрушение традиционного общества казахов. Конфискация байских хозяйств и ее политико-экономические последствия. Насильственный переход кочевых и полукочевых казахских хозяйств к оседлости. Методы и темпы коллективизации.Ликвидация кулацких хозяйств. «Письмо пятерых». Письмо Т.Рыскулова И.Сталину. Демографические последствия голода. Тяжелое положение сельского хозяйства Казахстана во второй половине 1930-х годов. Политическая позиция сторонников национальных интересов – С.Садвакасова, С.Кожанова, Ж.Мынбаева. Политическая деятельность М.Шокая в эмиграции. Сталинские репрессии, их масштаб и тяжелые последствия. Политическое недоверие и насильственная депортация народов в Казахстан. Создание образовательной системы. Борьба с безграмотностью. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Театр и музыкальное искусство. Творческая деятельность писателей и композиторов Казахстана. Создание Казахского филиала Академии Наук Союза советских социалистических республик (СССР). Основные направления внешней и внутренней политики Советского государства накануне Второй мировой войны. Начало защиты Отечества от фашистской агрессии. Эвакуация народов, промышленных предприятий и объектов культуры в регионы Казахстана. Переход народного хозяйства к военным жизненным условиям. Участие казахстанцев во фронтовых действиях, в партизанском движении. Казахстанцы – Герои Советского союза. Проявленное мужество работников тыла в годы Отечественной войны. История «Туркестанского легиона». Результаты и уроки Второй мировой войны. Наука, культура и народное образование в годы войны.
- Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине XX века. Казахстан в послевоенные годы. Сложности перехода к мирному строительству. Проблемы и трудности в народном хозяйстве Казахстана. Ядерные испытания на территории Казахстана и их последствия. Положительные изменения в образовании и науке. Создание семилетней общеобразовательной системы. Открытие высших и средних специальных учебных заведений. Становление системы профессионально-технического образования. Образование Казахской Академии Наук. Критика периода «культа личности» И.Сталина. Политическая реабилитация государственных и общественных деятелей и оценка ее «половинчатого» характера. Реформа Н.С. Хрущева в системе партийно-государственного управления и ее поверхностный характер. События в Темиртау. Возвращение казахов- репатриантов в Казахстан (1955, 1962 годы). Командно-административные меры по подъему сельского хозяйства. Стремление к переходу от административных к экономическим методам.Нарастание кризисных явлений в промышленности. Углубление противоречий в аграрной сфере в результате административного управления. Этнодемографическая политика центра: внутренняя миграция, паспортный режим как преграда переезду из села в город казахов, «регистрация», языковая дискриминация и другие пути реализации. Обесценивание денег и дефицит основных товаров потребления. «Теневая экономика», распространение криминальных группировок. Экологический кризис. Трагедия Арала. Трагический урон вследствие строительства оборонно-промышленного комплекса: Семипалатинский ядерный испытательный полигон (1949-1991).
- Политика «перестройки» в Казахстане. Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Реформы М.С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии. Экономический кризис. Попытки перестройки командно-административной системы СССР демократическими методами. Влияние «перестройки» и «гласности» на экономику страны. Возврат национальным республикам отдельных государственных предприятий при системе союзного управления. Деятельность Д.А.Кунаева в должности Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики, причины и оценки. Официальная реабилитация деятелей движения Алаш. Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР. Принятие «Закона о языке» и его значение. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Августовский путч 1991 года. Прекращение деятельности КПСС. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
- Формирование государственного устройства в Казахстане. Конституционный закон «О государственной независимости РК». Первые всенародные выборы Президента Казахстана. Переименование Казахской ССР в Республику Казахстан. Независимость как фактор национального и государственного строительства. Определение государственной стратегии Казахстана. Формирование внутренней и внешней политики государства. Создание основ конституционного строя общества. Утверждение символов Республики Казахстан – флаг, герб, гимн. Закон о создании вооруженных сил Республики Казахстан. Создание национальной армии. Указ Президента Н.А. Назарбаева «О введении национальной валюты» и его значение. Определение государственных границ Республики Казахстан. Укрепление национальной безопасности. Развитие государственной идентичности, укрепление гражданского мира и политической стабильности. Всенародный референдум, принятие действующей Конституции Республики Казахстан. Развитие парламентаризма в Казахстане. Закон о местном самоуправлении. Образование правоохранительных органов (суда, прокуратуры, полиции, спецслужбы безопасности. Правовая реформа и гуманизация законов. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и его результаты.
- Казахстанская модель экономического развития. Трудности переходного периода и меры по их преодолению. Переход от плановой к рыночной экономике. Приоритеты и перспективы развития основных сфер экономики: промышленность, аграрный и финансово- банковский секторы. Привлечение иностранных инвестиций для развития экономики Казахстана. Послание Президента народу страны «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» и его значение. Мировой экономический кризис и меры для его успешного преодоления. Развитие экономики и финансового сектора в посткризисный период. Государственная программа индустриально-инновационного развития, первые успехи еѐ реализации.
- Социальная модернизация – основа благополучия общества. Социальные реформы и социальная модернизация. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» 6 февраля 2008 года.
- Этнодемографические процессы и укрепление межнационального согласия. Утверждение в Республике Казахстан гражданского мира и национального согласия. Миграционные, демографические процессы в Казахстане, изменения в этнической структуре населения. Первый всемирный курултай казахов. Программа «Нұрлы кӛш» и возвращение соотечественников. Переписи населения в Казахстане: изменения этнической и социальной структуры населения.
- Общественно-политические перспективы развития и духовная модернизация. Демократизация общественно-политической жизни Республики Казахстан. Развитие политических партий и партийных систем. Закон Республики Казахстан о политических партиях и его значение. «Нұр Отан» как ведущая сила. Развитие гражданского общества и его политических институтов. Общественные движения в Республике Казахстан. Развитие неправительственных организаций, профсоюзов, институтов гражданского общества. I-й Гражданский форум и его значение. Развитие демократических процессов, введение пропорциональной системы выборов в Парламент, результаты выборов по партийным спискам.
- Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи. Новые подходы в изучении Отечественной истории. Ликвидация «белых пятен» национальной истории Государственная программа «Культурное наследие»: цель и основные направления реализации. Президентская программа исторических исследований «Народ в потоке истории»: расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации. Углубленное изучение проблем национальной истории казахов. Анализ исторических источников. Использование зарубежных исследований.
- Казахстан – страна, признанная всем миром. Международное положение и внешняя политика Республики Казахстан. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом, принятие в ООН. Цели в сфере обеспечения национальной безопасности. Многовекторность внешней политики независимого Казахстана. Осуществление активной, прагматичной и сбалансированной внешней политики. Основное направление Республики Казахстан в новых геополитических условиях - стремление к минимизации рисков в международных отношениях.
- Назарбаев – лидер нации. Начинания Первого Президента на пути государственного возрождения. Основа созидания казахстанской модели государственности. Значение работы «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Стратегическое видение национальной истории и роли исторических личностей в работе «В потоке истории» и на страницах периодической печати. Влияние проблем современного мира на национальную безопасность и территориальную целость в книге «Эпицентр мира». Проблемы терроризма, региональной безопасности и меры борьбы с ними в работе «Критическое десятилетие».Формирование нации единого будущего: историческая преемственность, казахская культура, свободолюбие, единство, сильное государство, высокие цели. Основные этапы «Мәнгілік ел»: возрождение государства и объединение народа. Борьба за становление национального государства, тяготы народных защитников. Семь ключевых ценностей «Мәнгілік ел» Біртұтас болашақ ұлтының қалыптасуы: тарихи сабақтастық, қазақ мәдениеті, бостандық, бірлік, берік мемлекет, биік мақсаттар. «Мәңгілік ел» дамуының негізгі кезеңдері: мемлекеттің жандануы және халықтың бірігуі. Ұлттық мемлекет құру жолындағы күрес, ұлттық қорғаушылардың қиыншылықтары. "Мәңгілік Елдің" жеті негізгі құндылығы.
- Формирование нации единого будущего: историческая преемственность, казахская культура, свободолюбие, единство, сильное государство, высокие цели. Основные этапы «Мәнгілік ел»: возрождение государства и объединение народа. Борьба за становление национального государства, тяготы народных защитников. Семь ключевых ценностей «Мәнгілік ел»
Основная литература
- 1. Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т. 2. – Алматы, 2008. 2. Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы, 2005. 3. История Казахстана. В 5-ти томах, Алматы, 1996, 1997, 2000, 2010. 4. История независимого Казахстана - Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2011- 400 с. 5. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 1998 6. История Казахстана. Курс лекций. Под ред. К.С. Каражан. – Алматы, 2012.
Дополнительная литература
- 1. Қазақстан Республикасының Конституциясы. – Алматы, 1995. 2. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства.- Алматы, 1992 3. Назарбаев Н.Ә. Тәуелсіздік белестері. – Алматы, 2003. 4. Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жолы. – Астана, 2007. 5. Назарбаев Н.Ә. Бейбітшілік кіндігі. - Астана, 2002. 6. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз. Идеи, практика, перспективы.- м:1997 7. Смовременный казахстан: стратегия успеха/ под ред.М.Е.Шайхутидинова . – Алматы, 2008. 8. Назарбаев Н.Ә. Қазақстан - 2030. Ел Президентінің Қазақстан халқына жолдауы. А., 1997. 9. Назарбаев Н.Ә. «Қазақстан - 2050» стратегиясы – қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты». ҚР Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. – Егемен Қазақстан, 15 желтоқсан 2012 ж. 10. Назарбаев Н.Ә. Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігі – Мәңгілік Елдің Ұлы тарихы. Тәуелсіздік күніне орай салтанатты шарада сөйлеген сөзі. - Егемен Қазақстан, 16 желтоқсан 2014 ж. 11. Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жаңа жаһандық нақты ахуалда: өсім, реформалар, даму. Қазақстан Республикасының Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2015 жылғы 30 қараша. – Егемен Қазақстан, 1 желтоқсан 2015 ж. 12. Сайлан Б.С.Кеңестік биліктегі Қазақстанның жастар саясаты: тарихы мен тағылымы (1917-1991 жж.). – Алматы: ҚазМемҚызПУ, 2011. – 433 б. 13. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, атьамаұра, 2003 14. Ертысбаев Е.к., Казахстан и Назарбаев: логика перемен. – Асатан: Елорда, 2001. 15. Тоқаев Қ.К. Қазақстан Республикасының дипломатиясы. – Алматы, 2002. 16. Назарбаев Н.а. На пороге ХХІ века. – Алматы: Өнер, 1996 17. Назарбаев Н.А. Ғасырлар тоғысында. – Алматы, Өнер, 1996. – 272 б. 18. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Аламты: Атамұра 2003 19. Қазақстан: мемлекеттілік кезеңдері. Констиутциялық актілер / Құрастырған Ж.Бәйішев. Алматы: Жеті жарғы, 1997. – 496 б. 20. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. Москва, 1991 21. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – начало XX вв.). – Уфа, 2002. 22. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты. Сборник исторических документов в 2-х томах. Алматы. 2014. 23. Омарбеков Т. Голодомор в Казахстане (хрестоматия). – Алматы, 2010. 24. Омарбеков Т. Қазақстан тарихының өзекті мәселелері. Көмекші оқу құралы. Алматы: «Өнер», 2003. – 552 б. 25. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Хрестоматия. (1917-1939). 1т. Ред. басқарған Қ. С. Қаражан. Алматы, 2007. 26. Уразбаева А.М. «Қырғыз (қазақ) облыстық партия комитеті (Қыробком) құжаттары Қазақстанда тоталитаризмнің қалыптасуы тарихының дерек көзі (1920-1925 жж.)». – Монография. – Алматы: «Қазақ университеті» 2015. – 196б. 27. Әбжанов Х. Қазақстан: тарих, тіл, ұлт. – Астана, 2007. 28. Казахские чиновники на службе Российской империи. Сборник документов и материалов. Составители: Султангалиева Г.С. (отв.ред), Далаева Т.Т., Удербаева С.К. Алматы: Қазақ университеті, 2014. 29. V. Martin. Law and Custom in the Steppe: The Kazakhs of the Middle Horde and Russian Colonialism in the Nineteenth Century. Richmond: Curzon Press, 2001. 30. Қойгелдиев М.Қ. Алаш қозғалысы. –А., 1995. 31. Нұрпейісов К. Алаш һәм Алаш - Орда. –А., 1995. 32. Назарбаев Н.Ә. Қазақстан жолы. – Астана, 2007. 33. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. – Алматы, 2003. 34. Akorda.kz, http://www.tarihibilim.kz/;e-history.kz; http://kazakhstan.awd.kz/; http://www.president.kz; http://www.unesco.org/culture/asia/index.html; http://www.unesco.org/culture/asia/html_eng/volume1.htm; http://kazchronic.host.kz/