Лесная ботаника
内容描述: Охватывает круг вопросов, связанных с изучением особенностей строения растений на разных этапах онтогенеза, их биологии, классификации и многообразия растительного мира, филогенетических отношений, взаимоотношение растений со средой, их распространение и значение в образовании растительности.
贷款数: 3
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
*srop(zh-CN)* | 15 |
*sro(zh-CN)* | 45 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- изучение разнообразия растений лесных экосистем, их биологии и систематики; роли растений в функционировании биосферы и в жизни человека; создание научной базы для эффективного освоения специальных дисциплин в области лесного хозяйства.
Задача
- изучение строения, биологии и экологии растений;
- освоение методов систематики растений;
- ознакомление с элементами геоботаники и фитогеографии.
Результат обучения: знание и понимание
- закономерности формирования и эволюции растительного мира;
- строение растений и их метаморфозы;
- типы размножения растений;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- различать жизненные формы растений;
- проводить морфологический анализ отдельных органов и растений в целом, анализировать метаморфозы растений, распознавать их природу;
Результат обучения: формирование суждений
- должен распознавать признаки основных семейств, родов и видов растений разных типов лесных экосистем
Результат обучения: коммуникативные способности
- создание научной базы для эффективного освоения специальных дисциплин в области лесного хозяйства
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- пользования любым определителем растений
*TeachingMethods(zh-CN)*
технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения;
технологии учебно-исследовательской деятельности;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Темы лекционных занятий
- Лесная ботаника как биологическая наука. История развития Лесной ботаники. 1. Понятие о ботанике и дендрологии. Разделы ботаники. 2. Значение растений в природе и жизни человека. 3. Развитие ботаники и дендрологии.
- Структура растительной клетки. 1. Особенности строения клеток растений 2. Основные химические компоненты протопласта 3. Цитоплазма 4. Ядро. Деление ядра и клетки. 5. Производные протопласта.
- Растительные ткани. 1. Общая характеристика и классификация тканей. 2. Образовательные ткани. 3. Покровные ткани. 4. Основные ткани. 5. Механические ткани. 6. Проводящие ткани. 7. Выделительные ткани.
- Вегетативные органы высших растений. 1. Корень и его функции. Метаморфозы корня. 2. Побег и система побегов. 3. Стебель. 4. Лист.
- Генеративные органы цветковых растений. 1. Цветок. Части цветка. 2. Соцветие и их классификация. 3. Плоды и их классификация. 4. Семя и классификация семян. 5. Распространение плодов и семян.
- Типы размножения растений. 1. Размножение растений. Бесполое и половое размножение растений 2. Чередование фаз развития.
- Рост и развитие цветковых растений. 1. Влияние факторов внешней среды на рост растений. 2. Стимуляторы роста. 3. Ростовые движения растений. 4. Периодичность роста. 5. Холодостойкость, зимостойкость и морозостойкость. 6. Индивидуальное развитие растений. 7. Жизненные формы растений.
- Геоботаника. Растительные сообщества. Основы геоботаники. География растений. Учение об ареалах. Понятие о флоре. Растительные сообщества. биогеоценозы (экосистемы). Местообитание (биотоп). Видовой состав.
- Систематика растений. 1. Методы исследования в систематике. 2. Понятие о виде. Цель и задачи систематики растений. Разделы систематики растений. Современные методы систематики растений. Таксономиические категории и таксоны. Бинарная номенклатура.
- Систематика высших споровых растений. Доядерные организмы - Procariota. Общая характеристика и классификация доядерных организмов.
- Грибы, лишайники. Грибы. Особенности строения клеток грибов. Классификация грибов. Размножение грибов Основные представители и их значение. Лишайники, как симбиотическая группа организмов. Типы морфологического строения. Размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники, как компонент лесных фитоценозов.
- Водоросли, мхи. Водоросли. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения таллома и клеток водорослей. Роль водорослей в лесных экосистемах. Мхи, как тупиковая ветвь в эволюционном развитии растений. Классификация. Особенности строения и размножения Чередование поколений и смена ядерных фаз. Значение мхов в природе и жизни человека. Мхи, как индикаторы почв.
- Плауны, папоротники, хвощи. Плауновидные растения, особенности их строения и жизненного цикла развития. Хвощевидные. Особенности строения спорофита. Жизненный цикл развития на примере хвоща полевого. Представители хвощевидных, их роль в природе и жизни человека. Папоротниковидные. Особенности строения спорофита папоротников. Роль высших споровых растений в эволюционном развитии растительного мира.
- Систематика голосеменных. Общая характеристика семенных растений, их классификация. Жизненный цикл развития голосеменных растений. Представители класса хвойных и их природоохранная роль.
- Систематика покрытосеменных. Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений, их происхождение и эволюция. Деление на классы. Основные различия между двудольными и однодольными растениями. Важнейшие представители.
Основная литература
- Яковлев Г.П., Челобитько В.А. Ботаника, Санкт-Петербург, Издательство СПХФА, 2003, 647 с.
- Громадин A.B., Матюхин Д.Л. Дендрология, Москва, ACADEMIA, 2006, 360 с.
- Родионова A.C., Скупченко В.Б., Малышева О.Н., Джикович Ю.Н. Ботаника, М., ACADEMIA, 2006, 282 с.
- Радионова A.C. Лесная ботаника - Лесная промышленность, 2000, 245 с.
- Ботаника. Учебник для вузов : в 4 т. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадераит, А. Брезински, К. Кернер ; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.] ; пер. с нем. Н.В.Хмелевской, К.Л.Тарасова, К.П.Глазуновой, А.П.Сухорукова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
- Хржановский В.Г. Курс общей ботаники – М., Высшая школа, 1976, 272с.
Дополнительная литература
- Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К., Письяукова В.В. Практический курс систематики растений, изд. «Просвещение», М.,2001, 319 с.
- Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника- М., «Колос», 1972, 432 с.
- Колесников А.И. Декоративная дендрология. - М., Лесная промышленность, 2004, 703 с.