Математическая логика и дискретная математика

Латкин Иван Васильевич

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Основные понятия аксиоматической теории множеств. Исчисление высказываний. Теорема о полноте, другие аксиоматизации. Узкое исчисление предикатов, кванторы. Модели, выполнимость, общезначимость. Теорема о существовании моделей. Теорема компактности Мальцева. Введение в теорию графов. Основные оптимизационные алгоритмы на графах.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Алгебра и геометрия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • 1. приобретение базовых знаний необходимых для дальнейшего освоения других дисциплин, - приобретения практических навыков в решении задач аксиоматического метода построения математической теории, метода математической индукции, минимизации булевых функции.
Задача
  • 1. приобретения практических навыков в решении задач аксиоматического метода построения математической теории, метода математической индукции, минимизации булевых функции.
Результат обучения: знание и понимание
  • 1. иметь представление о современном состоянии и проблемах математики, прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1. способность к самостоятельному видению главных смысловых аспектов в научно-технической и естественно-научной проблеме, умение ставить задачу и строить корректную математическую модель
Результат обучения: формирование суждений
  • 1. умение извлекать актуальную научно-техническую информацию из электронных библиотек, специализированных сайтов и форумов в Интернете, реферативных журналов и т.п. Формулировать устно и письменно свою точку зрения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. .
Результат обучения: коммуникативные способности
  • 1. способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • 1. способность самостоятельно изучать новые научные публикации по математическому моделированию и смежным разделам математики, осваивать современные методы математического моделирования и применять их в своей практической деятельности.
*TeachingMethods(zh-CN)*

Темы лекционных занятий
  • Парадоксы канторовской теории множеств. Необходимость аксиоматизации.
  • Основные логические связки. Семантический и синтаксический подход. Свойства логических связок как булевых функций. Построение таблиц значений (истинности).
  • Построение формальных теорий. Формулы, аксиомы, правила вывода, теоремы.
  • Исчисление высказываний гильбертовского типа. Теорема о полноте исчисления высказываний.
  • Другие аксиоматизации исчисления высказываний. Анализ сложных утверждений с помощью формул.
  • Предикаты и кванторы. Некоторые правила действий с кванторами. Исчисление предикатов первого порядка.
  • Модели, выполнимость и общезначимость.
  • Теорема о существовании модели. Теорема компактности Мальцева.
  • Применения матлогики в математике и информатике.
  • Определения, начальные понятия теории графов. Примеры. Орграфы, мультиграфы. Подграфы.
  • Простые (обыкновенные) графы. Ограничения на векторы степеней.
  • Изоморфные графы. Проблема изоморфизма графов. Понятие о сложности.
  • Метрические характеристики графов. Матричные способы задания графов.
  • Обходы. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Поиск в ширину и глубину. Задача коммивояжёра.
  • Некоторые оптимизационные алгоритмы на графах: Дейкстры, Прима, Краскала.
Основная литература
  • В.А. Емеличев и др. Лекции по теории графов.– М.: Наука. 2012.
  • С.Г. Горбатов Фундаментальные основы дискретной математики.– М.: Наука, 2000
  • И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. - М: Наука, 2012г.
  • И.В. Латкин. Дискретная математика с элементами математической логики. Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016
  • И.В. Латкин Конспект лекций по дискретной математике. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010.
  • Н. Кристофидес Теория графов. Алгоритмический подход. – М.: Мир, 1978
  • С.Д. Шапорев Математическая логика.- Спб, 2015г.
  • Н.Г. Хисамиев, А.Н. Хисамиев. Элементы математической логики. - ВКГТУ, Усть-Каменогорск, 2012г.
Дополнительная литература
  • М.О. Асанов, В.А. Баранский, В.В. Расин Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы. – Москва, Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2011.
  • Ф.А. Новиков Дискретная математика для программистов.–СПб: Питер, 2011.
  • С.В. Яблонский Введение в дискретную математику.– М., Наука, 2009.
  • И.В. Латкин Дискретная математика. – Методические указания и задания по выполнению контрольных работ заочной формы обучения. Усть-Каменогорск, ВКТУ, 2003
  • Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко Задачи и упражнения по курсу дискретной математики.– М.: Наука, 1992