Экономика предприятия (по отраслям)

Сорокина Людмила Ивановна

Портфолио преподавателя

Описание: Знание экономики предприятия (по отраслям) является основой компетентности специалистов, их способности определять направления экономического развития предприятия. Изучаются деятельность предприятий в конкурентной рыночной среде, процессы разработки и принятия эффективных решений в условиях ограниченных ресурсов. Обучающиеся овладевают знаниями об основных и оборотных средствах, кадровом потенциале, системах оплаты труда, себестоимости, финансовых показателях и оценке инвестиций.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Математика 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Получение прикладных знаний в области экономического управления предприятием в условиях рыночной экономики, а также навыков самостоятельного использования теоретических знаний в практической деятельности с целью повышения эффективности производства.
Задача
  • Знать методы выявления резервов, оптимальные пути решения хозяйственных задач с целью повышения эффективности работы предприятия соответствующей отрасли; уметь применять систему показателей и методик расчета эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, эффективно использовать ресурсы предприятия, обосновывать вложение инвестиций для развития производства.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать производственные ресурсы предприятия, процесс формирование себестоимости, систему международных показателей оценки инвестиционных вложений в развитие производства.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь рационально использовать ресурсы предприятия для повышения эффективности его деятельности, а также рассчитывать экономическую эффективность инвестиционных вложений.
Результат обучения: формирование суждений
  • Иметь профессиональные знания экономических категорий производственной деятельности предприятия.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Использовать информацию об экономической деятельности предприятия для общественных связей, быть компетентным в управлении средствами производства.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать специальное образование на методической и научной основе, систематически повышать уровень профессиональных способностей.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный опрос 0-100
On-line course. Реализация теоретического материала при принятии экономического решения
Решение задач
Контрольная работа
2  рейтинг Устный опрос 0-100
Реализация теоретического материала при принятии экономического решения
Решение задач
Контрольная работа
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
1 Лекционный материал. Наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: оптимальный объем текста (не более одной трети оригинала); логическое построение и связность текста; полнота/глубина изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). Наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: оптимальный объем текста (менее одной трети оригинала); логическое построение и связность текста; частичное отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). Частичное наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: малый объем текста (менее одной трети оригинала); отсутствует логическое построение и связность текста; частичное отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление практически отсутствует (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). Отсутствует наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: практически отсутствует объем текста (менее одной трети оригинала); отсутствует логическое построение и связность текста; отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление практически отсутствует (аккуратность, соблюдение структуры оригинала).
2 Практические задания. Выполнение всех контрольных срезов (работ). Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: соответствие предполагаемым ответам; правильное использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); логика рассуждений; неординарность подхода к решению. Выполнение всех контрольных срезов (работ), но с доработками и перерасчетами. Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: частичное соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); логика рассуждений. 50% выполнение всех контрольных срезов (работ), с доработками и перерасчетами. Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: 50% соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); отсутствие логики рассуждений. Не выполнение всех контрольных срезов (работ). Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: полное не соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); отсутствие логики рассуждений.
3 Самостоятельная работа обучающегося (СРО). Выполнение всех заданий СРО и своевременная сдача по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: высокий уровень качества подготовки материала, свободное владение материалом, ясное понимание темы, ясные ответы на вопросы, приведение примеров; качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); высокое качество презентационного материала; свободное участие в дискуссии. Выполнение всех заданий СРО и своевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: высокий уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, ясное понимание темы, ясные ответы на вопросы, частичное отсутствие примеров; качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); среднее качество презентационного материала; свободное участие в дискуссии. Выполнение 50% заданий СРО и несвоевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: средний уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, малое понимание темы, неполные ответы на вопросы, частичное отсутствие примеров; низкое качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); низкое качество презентационного материала; отказ от участия в дискуссии. Не выполнение заданий СРО и несвоевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: низкий уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, малое понимание темы, неполные ответы на вопросы, отсутствие примеров; низкое качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); низкое качество презентационного материала; отказ от участия в дискуссии
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала, 40% практического материала Обучающийся сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы
  • Основной капитал предприятия
  • Методы оценки основных средств (основного капитала) предприятия в Республике Казахстан
  • Оборотный капитал предприятия
  • Основные направления улучшения использования оборотных средств (оборотного капитала) предприятия
  • Трудовые ресурсы предприятия
  • Производительность труда: сущность, роль в развитии предприятия, методы ее измерения
  • Оплата труда на предприятии
  • Инвестиционная деятельность предприятия: инвестиционная активность и привлекательность предприятия - методика оценки
  • Инновационная деятельность предприятия: инновационная деятельность предприятия - сущность, задачи и управление нововведениями
  • Издержки производства и реализации продукции
  • Казахстанская практика формирования затрат предприятий на производство и реализацию продукции
  • Планирование производственной деятельности предприятия
  • Конкурентоспособность продукции и предприятия
  • Финансовые результаты деятельности предприятии
Основная литература
  • Куатова Д.Я. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2018.
  • Куатова Д.Я. Экономика предприятия: практический курс: Учебное пособие. - Алматы: ТОО PПИК «Дәуір», 2017.
  • Окаев К.О., Дюкова Е.Л. Экономика промышленного предприятия в условиях рынка. - Алматы: Экономика, 2018.
  • Сейтказиева А.М., Бекназарова А.Т. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие / Алматы: Университет «Туран», 2018.
  • Сейтказиева А.М. и др. Инвестиционная деятельность предприятия: Учебное пособие / А.М. Сейтказиева, А.Б. Байкадамова, Ж.И. Сариева. - Алматы: Экономика, 2018.
  • Прыкина Л.В. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
  • Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2018.
  • Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева. М.: Юрайт, 2018.
  • Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. - М.: Финансы и статистика, 2019.
  • Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2018.
  • Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2018.
  • Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова - М.: ИНФРА, 2018.
  • Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
  • Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2017.
Дополнительная литература
  • Гражданский Кодекс РК (общая часть).
  • Трудовой Кодекс РК.
  • Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)».
  • Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы изменения, пути снижения: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2017.
  • Кейлер В.А. Экономика предприятия: курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2018.
  • Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика, 2017.
  • Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2017.
  • Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информ. Внедренческий центр «Маркетинг», 2018.
  • Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. М.: Биизнес-школа «Интел-синтез», 2018.
  • Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2018.