Қаржылық есеп (ілгерілемелі)
Сипаттама: Пән қаржылық есептің неғұрлым күрделі тақырыптарын қарауға, халықаралық және ұлттық қаржылық есептілік стандарттарының талаптарына сәйкес есепке алуды жүргізуге, соның ішінде жалға алуды есепке алуға, табыс салығын есепке алуға, қаржы құралдарын есепке алуға, корпоративаралық инвестицияларға енгізуге, қаржылық есептілікті шоғырландыруға, бірлескен кәсіпорындарға қатысуға, валюталық бағамдардың өзгеруіне ықпал етуге, сондай-ақ қаржылық есептілікті қалыптастыруға арналған.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Бухгалтерлік есеп
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 30 |
Практикалық жұмыстар | 30 |
Зертханалық жұмыстар | |
СӨЖО | 30 |
СӨЖ | 90 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Пәннің оқу мақсаты болып меншіктің әр-түрлі нысандағы ұйымдар қызметінің бухгалтерлік қаржылық есебін ұйымдастыру мен әдістемелігі бойынша және басқару шешімдерді қабылдау үшін есептік ақпараттарды қолдану бойынша теоретикалық білімдері мен дағдаларын болашақ мамандарға үйрету табылады.
Міндет
- 1. корпорациялық бизнесте бухгалтерлік қаржылық есептің білімдерін жүйелендіру; 2. қаржылық есептіліктің құрамы мен мазмұнын оқу, оны түсіну қабілеттілігі, есептіліктің ақпараттылығын бағалау; 3. ұйымның даму стратегиясын негіздеу, өндірістің бизнес-жоспарларын құрастыру және басқару үрдістерінде есептілікті талдауды қолдану; 4. Қазақстандық бизнес саласын және жалпы қоғамды, соның ішінде корпорацияны ұйымдастыру мен басқаруды зерттеу жұмыстар дағдыларын игеру.
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан
- знать международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
- уметь применить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- 1. бухгалтерлік (қаржылық) есептің негізгі принциптерін және активтер, міндеттемелер, капитал есебін жүргізудің ережелерін, қаржылық сипаттамадағы ақпараттарды дайындау мен өңдеу жүйесін; 2. активтер, міндеттемелер, капитал, кірістері мен шығыстар өзгерістерінің мәліметтерін құрастыру үрдісінде бухгалтерлер шешетін тапсырмаларын, есептік жыл үшін қаржылық ағымдардың қозғалысы бойынша қаржылық қорытындыларды құрастыру тәртібін
- знать организационно-правовую базу учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан; международные и национальный стандарты финансового учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- 1. мекеменің есеп саясатын құрастыру мен негіздеу үшін бухгалтерлік қаржылық есептің принциптері тұралы білім жүйесін қолануды; 2. қаржылық есептілікте кейін тану мақсатымен қаржылық сипаттамадағы ақпараттарды бағалау, есептік тіркеу мен жинақтау сұрақтарын шешуді; 3. есеп саясатының құрамдық бөлігі ретінде бөлек ұйымдардың шоттар жоспарларын пайдалануды
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- 1. қорытындылау мен талдау қабілеттіліктері; 2. экономикалық мәселерді зерттеу үшін жүйелік тұрпаттар дағдылары; 3. қаржылық талдаудың экономикалық әдістерін қолдану.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- 1. экономикалық ой-қабілеттілігінің мәдениетін білу; 2. өзіндік творчестволық жұмыстың дағдыларын (экономикалық ақпараттарды жинауды, жүйелендіруді, ғылыми интерпретациялауды) және топта жұмыс істеуді үйрену; 3. өз ой топшылауын сауатты дәлелдей алу, жаңа шешімдер ұсыну, келісім таба алу және өз ойын коллектив ойымен салмақтау.
- уметь организовать деятельность малой группы, созданной для разработки учетно-аналитического обеспечения конкретного экономического проекта
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- күнделікті кәсіби қызметке қажетті жаңа білімдер алу машығын алады және білімін докторантурада жалғастырады. Кәсіби және тұлғалық өсуге ұмтылады
Оқыту әдістері
1) проблемно-и проектно-ориентированные технологии обучения; Организация обучения по методу проекта ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех студентов в проблемную ситуацию и на каждый урок. То есть задача построения проблемно-ориентированного сценария содержания урока с предоставлением информации для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) кейс-метод (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе малых групп, помогает специалистам успешно овладеть навыками анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем для достижения результатов обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы по решению поставленных задач).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
Устный опрос | ||
Устный опрос | ||
Индивидуальное задание | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Анализ кейсов, решение задач и разбор практических ситуаций | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Бизнес-комбинации и приобретения (IFRS 3)
- Консолидация финансовой отчетности (МСФО 10, МСФО 27)
- Учет инвестиционной собственности (IAS 40)
- Внеоборотные активы, классифицируемые как «предназначенные для продажи» (МСФО 5)
- Оценочные, условные обязательства и активы (МСФО 37)
- Временная стоимость денег в учете
- Учет аренды (IFRS 16)
- Учет валютных операций и влияние изменений валютных курсов (IAS 21)
- Учет налога на прибыль (IAS 12)
- Учет инвестиций в ассоциированные компании (IAS 28)
- Учет и оценка финансовых инструментов (IFRS 7, IAS 32)
- Учет совместных операций и совместного контроля (IFRS 11)
- Расчет и представление прибыли на акцию (IAS 33)
- Изменения в учетной политике и оценках (IAS 8)
- Учет операций с связанными сторонами (IAS 24)
Негізгі әдебиет
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
- Национальный стандарт финансовой отчетности, утвержден Приказом Министра фи-нансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50
- Международные стандарты финансовой отчетности ( ред. 2013 года) // www.minfin.kz
- Финансовый учет на предприятии : учебник / К. К. Кеулимжаев [и др.]; под ред. Р. М. Рахимбековой. Изд. 2е, доп. и перераб. – Алматы : Экономика, 2005.- 281 с.
- Баймуханова С. Б. Финансовый учет : учеб. пособие / С. Б. Баймуханова. – Алматы : Экономика, 2008. - 271 с.
- Бухгалтерский учет и отчетность в системе GAAP / С. Н. Паленова, 2е изд. - М. : Дашков И.К., 2008. - 316 с.
- Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях / Учебное пособие. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2009. – 444
- Тулешова Г. К. Финансовый учет и отчетность в соответствии с международными стандартами. Учебное пособие. Алматы, 2005
- Аветисян, А. С. Финансовый учет и отчетность : учебно-практическое пособие / А. С. Аветисян ; под редакцией Е. В. Чипуренко. — Москва : Дело, 2021. — 347 c. — ISBN 978-5-85006-290-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119171.html
Қосымша әдебиеттер
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
- Международные стандарты финансовой отчетности ( ред. 2024 года) // www.minfin.kz
- Баймуханова С. Б. Финансовый учет : учеб. пособие / С. Б. Баймуханова. – Алматы : Экономика, 2008. - 271 с.
- Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях / Учебное пособие. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2009. – 444
- Ержанов М.С., Нурумов А.А. Финансовая отчетность казахстанских предприятий. Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2017, 180 с.
- Карибжанов О.М. Основы формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, Учебное пособие – Алматы, 2018
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет, Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2016
- Нурсеитов Э.О. Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты финансовой отчетности теория и практика. Справочное руководство. – Алматы «LEM» 2017.