Инновациялық жобалардың тиімділігін бағалау

Варавин Евгений Владимирович

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Инновациялық қызметтің тиімділігін бағалау қолданылатын тәсілдер мен әдістердің спектрі бойынша жеке, өте бай, инвестициялық талдаудан әлдеқайда асып түсетін экономикалық білім саласы болып табылады. Пән белгісіздік пен жоғары тәуекелдер жағдайында инновациялық жобаларды іске асырудың орындылығын негіздеу тәртібін, олардың тиімділігін талдау әдістерін, оларды қаржыландыру көздері мен әдістерін таңдау тәсілдерін зерттейді.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Жобаларды басқару

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Магистранттардың кәсіпорынның инновациялық қызметі, аталған сферада басқарушылық шешімдер қабылдауы, сонымен қатар инновациялық жобалардың тиімділігін бағалау және жобалау бойынша, қаржыландыру тәсілдерін таңдауда тәжірибелік дағдылар алу, аумағында кешенді экономикалық білім алулары. Аталған пәнді игеру басқарудың барлық деңгейлерінде инновациялық инвестициялау аумағында шешімдер қабылдау және тәжірибелік дағдыларды қалыптастыруға көмегін тигізуі керек.
Міндет
  • Инновациялық инвестициялау аумағында шешімдерді аналитикалық дәлелдеудің тәжірибелік дағдыларын құрастыру, инновациялық қызметтің түйінді ұғымдары және ережелерін меңгеру.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • Инвестициялық сипаттағы инновациялық шешімдерді қабылдауға әсер ететін факторлар, инновациялық қызмет орны мен ролін, инновацияның әр түрлі түрлері жөніндегі қөзқарастар. Инновациялық жобау құрылымы мен кезеңдерін, инновацияны бағалауға әдістемелік тәсілдерді, жобаларды қаржыландырудың көздері мен тәсілдерін білу керек.
  • Знать структуру и этапы инновационного проектирования, методические подходы к оценке инноваций, способы и источники финансирования проектов
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • Инвестициялық сипаттағы инновациялық шешімдерді қабылдауға әсер ететін Инновациялық жобалардың бизнес-жоспарларын жасауда тәжірибелік дағдылар және инновациялық жобалар тиімділігін бағалаудың әр түрлі әдістерін қолдану.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Инновациялық инвестициялау аумағында шешімдерді дәлелдеу бойынша нақты есептерді шешу кезінде, пәнді оқу процесінде алынған, теориялық білімдерді қолдана білу.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Жобаларды қаржыландырудың мақсатқа лайықтылығы жөнінде шешімдер қабылдау кезінде ақпараттық технологияларды және коммуникативтік есептерді шығару кезінде қазіргі техникалық құралдарды қолдану.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Әдістемелік принциптер және талдау тәсілдерін қолданумен инновациялық жобалардың тиімділігін бағалауды жүргізу; бизнесті тиімді жүргізудің бағасы үшін, сонымен қатар басқару шешімдерін қабылдау мақсатында талдау нәтижелерін қолдану туралы объективті аналитикалық қорытынды.
Оқыту әдістері

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде

метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения

коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Составление конспекта 0-100
Составление конспекта
Составление презентации
Устный опрос
Рубежное тестирование
2  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Решение типовых задач по теме
Контрольная работа
Написание эссе
Устный опрос
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Критерии оценки в форме семинара, практического задания (работы), устного опроса (дискуссия), тестовых заданий - оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса - оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления - оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); - оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; - оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; - оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; - оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Понятие инноваций и инновационной деятельности Сущность инновационной деятельности, её роль в развитии экономики и общества, основные направления и формы реализации
  • Государственная поддержка инновационной деятельности Формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности, включая финансовые, налоговые и правовые инструменты
  • Содержание и структура инновационного процесса Этапы инновационного процесса от зарождения идеи до её внедрения и коммерциализации
  • Инновационный проект Структура, содержание и ключевые элементы инновационного проекта
  • Эффективность инновационного проекта Критерии оценки эффективности инновационного проекта, включая экономические, технологические и социальные показатели
  • Бизнес-план инновационного проекта Структура и содержание бизнес-плана инновационного проекта
  • Методы оценки эффективности инновационных проектов Различные методы оценки эффективности инновационных проектов, учитывающие финансовые, стратегические и временные показатели
  • Методы оценки риска инновационного проекта Основные виды рисков, связанных с реализацией инновационного проекта, включая технологические, рыночные и финансовые угрозы
  • Сравнение инновационных проектов с разными сроками реализации Подходы к сравнительному анализу проектов с различной продолжительностью реализации
  • Источники и формы финансирования инноваций Основные источники финансирования инновационной деятельности, включая государственные, частные и альтернативные формы
Негізгі әдебиет
  • Кадерова Н.Н. Финансирование и кредитование инвестиций: учебн. пособие. Алматы: Экономика, 2011 г.
  • Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 609 с.
  • Просветов Г.И. Финансовый анализ: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2012. – 374 с.
  • Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2014.-382 с.
  • Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 238 с.
  • Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. - М.: Альпина Паблишер, 2018, – 1316 с.
  • Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции. - Инвестиции. - М.: проспект, 2021. - 592 с.
  • Финансовый менеджмент : экспресс-курс : [пер. с англ.] / Ю. Бригхэм, Дж. Хьюстон. - 7-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. - 590 с.
  • Кисова А.Е. Оценка эффективности инновационных проектов : учебное пособие / Кисова А.Е.. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 136 c. — ISBN 978-5-00175-090-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118442.html
Қосымша әдебиеттер
  • Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2022 г.). - https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854
  • Управление инновационными и предпринимательскими проектами: практикум : учебное пособие / Н.В. Власова [и др.].. — Москва : Научный консультант, 2024. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/140403.html
  • Мутанов, Г. Информационная система оценки инновационных проектов / Г. Мутанов, Г. Абдыкерова. — 3-е изд. — Алматы : Дарын, 2023. — 137 c. — ISBN 978-601-247-600-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/135054.html
  • Мутанов, Г. Оценка инновационных проектов на основе методов искусственного интеллекта : учебное пособие / Г. Мутанов, Ж. Мамыкова, Ж. Есенгалиева. — 2-е изд. — Алматы : Akadem kitap, Дарын, 2023. — 100 c. — ISBN 978-601-04-0739. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134807.html
  • Меллер Н.В. Управление инновационными проектами и их коммерциализация : учебное пособие / Меллер Н.В., Некрасова И.Ю., Беженцева Т.В.. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2022. — 86 c. — ISBN 978-5-9961-2807-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/126818.html