Технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов
内容描述: Дисциплина рассматривает актуальные вопросы, проблемы рационального управления отходами и технологии переработки, использования и захоронения отходов. Дисциплина включает в себя вопросы по организации сбора, удаления (транспортировки), переработки и захоронения, а также реализацию мероприятий по уменьшению количества отходов, направляемых на переработку и захоронение.
贷款数: 6
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
| *TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
|---|---|
| *Lectures(zh-CN)* | 30 |
| *PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
| *LaboratoryWork(zh-CN)* | |
| *srop(zh-CN)* | 30 |
| *sro(zh-CN)* | 90 |
| *FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
| *FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование у магистранта правильного представления об одном из весьма важных для человечества проблем – переработке, использовании и захоронения техногенных отходов, отрицательном влиянии техногенных отходов на окружающую среду. О том, что эта проблема становится все более актуальной особенно для мегаполисов. Также цель курса подготовка специалиста, обладающего глубоким пониманием физико-химических основ процессов переработки техногенных отходов, знанием закономерностей процессов для использования их при разработке технологий переработки, умением выбрать технологии и аппараты для переработки.
Задача
- - магистранты в процессе изучения дисциплины должны усвоить основные конструкции и принцип действия основных аппаратов, используемых для переработки техногенных отходов; - изучать научно-техническую информацию в области переработки техногенных отходов; - познакомиться с типовыми схемами переработки, использования и захоронения техногенных отходов; - владеть основными принципами технологий переработки, использования и захоронения техногенных отходов; - разработать планы мероприятий по снижению техногенной нагрузки различных производств на окружающую среду при эксплуатационной переработке техногенных отходов; - уметь использовать нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов;
Результат обучения: знание и понимание
- Магистранты в процессе изучения дисциплины должны усвоить теоретические основы и основные закономерности образования отходов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять методы переработки и складирования
Результат обучения: формирование суждений
- изыскание экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами
Результат обучения: коммуникативные способности
- максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- минимизация количества образующихся отходов
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и заданий, которые надо решить); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями); - обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| *Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
|---|---|---|
| 1 *Rating(zh-CN)* | Конспекты лекций и устный опрос | 0-100 |
| Устная защита СРО | ||
| Защита практических работ | ||
| Рубежный контроль 1 | ||
| 2 *Rating(zh-CN)* | Конспекты лекций и устный опрос | 0-100 |
| Устная защита СРО | ||
| Защита практических работ | ||
| Рубежный контроль 2 | ||
| *TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
| *TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
| Весь процесс обучения реализуется по циклу PDCA (ISO 9001:2015): - планируй: разработка цели, задач дисциплины, формулировка результатов обучения, определение ресурсов, системы требований по изучению дисциплины необходимых для достижения результатов. - делай: выполнение того, что было запланировано. - проверяй: мониторинг текущего контроля, промежуточной аттестации в сравнении с це-лью, задачами и результатами обучения по дисциплине, отраженными в ведомостях успеваемости. Необходимо руководствоваться П НАО «ВКТУ» 000-I-2023 «Политика оценивания результатов обучения в НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева». - действуй: принятие мер по улучшению результатов обучения в той степени, насколько это необходимо. В качестве примера можно использовать шаблон критериев оценки. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Отходы производства. Состояние промышленных отходов. Химико-минералогический состав техногенного сырья, находящегося в отвалах
- Тема 2. Химико-минералогический состав техногенного сырья, находящегося в отвалах. Классификационные признаки техногенных материалов. Хранилища техногенного сырья. Взаимодействие отвалохранилищ с окружающей средой
- Тема 3. Использование фосфорных шлаков при производстве строительных материалов. Разработка технологических процессов производства фосфорношлаковых вяжущих по мокрому способу. Использование электротермофосфорных шлаков для производства портландцементов. Производство облицовочного стекла
- Тема 4. Использование золоотвалов теплоэнергетической промышленности в строительных материалах. Комплексное использование золы в строительных материалах. Производство клинкера. Зольные цементы. Получение тонкомолотых многокомпонентных цементов
- Тема 5. Переработка и использование отходов производства черной металлургии. Основные направления переработки отходов. Использование уловленных отходов в металлургическом производстве
- Тема 6. Способы утилизации и использования технологических отходов титано-магниевого производства. Применение отходов титано-магниевого производства для обработки и обезвоживания осадков сточных вод очистных сооружений
- Тема 7. Способы обезвреживания мышьяксодержащих отходов. Сульфидирование мышьяксодержащих отходов. Обезвреживание арсенит-арсенатных кеков свинцово-цинкового производства способом остеклования
- Тема 8. Разработка технологии комплексной переработки техногенного полиметаллического сырья. Экологическое регулирование технологических решений
- Тема 9. Выбор рациональных способов обезвреживания и захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Методика выбора и обоснования участка под полигон и рациональной технологической схемы обезвреживания и захоронения промышленных отходов
- Тема 10. Переработка и вторичное использование отходов производства и потребления (рециркуляция отходов). Переработка и вторичное использование макулатуры. Текстильные отходы и их переработка. Отходы кожи и их переработка. Переработка полимерных отходов. Переработка и утилизация отходов резины и изношенных автомобильных шин (покрышек). Древесные отходы и их переработка. Отработанные моторные масла и их регенерация. Переработка строительных отходов
- Тема 11. Техногенные минеральные ресурсы Казахстана. Источники и масштабы образования образования техногенных отходов. Техногенные минерально-сырьевые ресурсы Восточного Казахстана
Основная литература
- 1. Экологический Кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 1 июля 2021 года. 2. Санитарные правила. «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления». Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 176 3. Идришева Ж.К., Адрышев А.К., Даумова Г.К., Жаманбаева М.К. Технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов. Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2021. – 236 с.
Дополнительная литература
- 4. Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов. Курс лекций. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. – 206 с. 5. Адрышев А.К. Актуальные проблемы экологической безопасности и пути их решения в Казахстане. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2008. - 516 с. 6. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2000. – 232 с. 7. Боженов П.И. Комплексное использование минерального сырья и экология. – М.: АС ВУЗ, 1994. – 268с. 8. Тимофеева С.С. Методы и технологии оценки производственных рисков: практические работы для магистрантов по направлению 280700 «Техносферная безопасность». – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 177 с. 9. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 10. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 11. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com