Технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов

Идришева Жанат Кабылбековна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина рассматривает актуальные вопросы, проблемы рационального управления отходами и технологии переработки, использования и захоронения отходов. Дисциплина включает в себя вопросы по организации сбора, удаления (транспортировки), переработки и захоронения, а также реализацию мероприятий по уменьшению количества отходов, направляемых на переработку и захоронение.

贷款数: 6

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • формирование у магистранта правильного представления об одном из весьма важных для человечества проблем – переработке, использовании и захоронения техногенных отходов, отрицательном влиянии техногенных отходов на окружающую среду. О том, что эта проблема становится все более актуальной особенно для мегаполисов. Также цель курса подготовка специалиста, обладающего глубоким пониманием физико-химических основ процессов переработки техногенных отходов, знанием закономерностей процессов для использования их при разработке технологий переработки, умением выбрать технологии и аппараты для переработки.
Задача
  • - магистранты в процессе изучения дисциплины должны усвоить основные конструкции и принцип действия основных аппаратов, используемых для переработки техногенных отходов; - изучать научно-техническую информацию в области переработки техногенных отходов; - познакомиться с типовыми схемами переработки, использования и захоронения техногенных отходов; - владеть основными принципами технологий переработки, использования и захоронения техногенных отходов; - разработать планы мероприятий по снижению техногенной нагрузки различных производств на окружающую среду при эксплуатационной переработке техногенных отходов; - уметь использовать нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов;
Результат обучения: знание и понимание
  • Магистранты в процессе изучения дисциплины должны усвоить теоретические основы и основные закономерности образования отходов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять методы переработки и складирования
Результат обучения: формирование суждений
  • изыскание экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами
Результат обучения: коммуникативные способности
  • максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • минимизация количества образующихся отходов
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и заданий, которые надо решить); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями); - обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций и устный опрос 0-100
Устная защита СРО
Защита практических работ
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций и устный опрос 0-100
Устная защита СРО
Защита практических работ
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Весь процесс обучения реализуется по циклу PDCA (ISO 9001:2015): - планируй: разработка цели, задач дисциплины, формулировка результатов обучения, определение ресурсов, системы требований по изучению дисциплины необходимых для достижения результатов. - делай: выполнение того, что было запланировано. - проверяй: мониторинг текущего контроля, промежуточной аттестации в сравнении с це-лью, задачами и результатами обучения по дисциплине, отраженными в ведомостях успеваемости. Необходимо руководствоваться П НАО «ВКТУ» 000-I-2023 «Политика оценивания результатов обучения в НАО «ВКТУ имени Д. Серикбаева». - действуй: принятие мер по улучшению результатов обучения в той степени, насколько это необходимо. В качестве примера можно использовать шаблон критериев оценки.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Отходы производства. Состояние промышленных отходов. Химико-минералогический состав техногенного сырья, находящегося в отвалах
  • Тема 2. Химико-минералогический состав техногенного сырья, находящегося в отвалах. Классификационные признаки техногенных материалов. Хранилища техногенного сырья. Взаимодействие отвалохранилищ с окружающей средой
  • Тема 3. Использование фосфорных шлаков при производстве строительных материалов. Разработка технологических процессов производства фосфорношлаковых вяжущих по мокрому способу. Использование электротермофосфорных шлаков для производства портландцементов. Производство облицовочного стекла
  • Тема 4. Использование золоотвалов теплоэнергетической промышленности в строительных материалах. Комплексное использование золы в строительных материалах. Производство клинкера. Зольные цементы. Получение тонкомолотых многокомпонентных цементов
  • Тема 5. Переработка и использование отходов производства черной металлургии. Основные направления переработки отходов. Использование уловленных отходов в металлургическом производстве
  • Тема 6. Способы утилизации и использования технологических отходов титано-магниевого производства. Применение отходов титано-магниевого производства для обработки и обезвоживания осадков сточных вод очистных сооружений
  • Тема 7. Способы обезвреживания мышьяксодержащих отходов. Сульфидирование мышьяксодержащих отходов. Обезвреживание арсенит-арсенатных кеков свинцово-цинкового производства способом остеклования
  • Тема 8. Разработка технологии комплексной переработки техногенного полиметаллического сырья. Экологическое регулирование технологических решений
  • Тема 9. Выбор рациональных способов обезвреживания и захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Методика выбора и обоснования участка под полигон и рациональной технологической схемы обезвреживания и захоронения промышленных отходов
  • Тема 10. Переработка и вторичное использование отходов производства и потребления (рециркуляция отходов). Переработка и вторичное использование макулатуры. Текстильные отходы и их переработка. Отходы кожи и их переработка. Переработка полимерных отходов. Переработка и утилизация отходов резины и изношенных автомобильных шин (покрышек). Древесные отходы и их переработка. Отработанные моторные масла и их регенерация. Переработка строительных отходов
  • Тема 11. Техногенные минеральные ресурсы Казахстана. Источники и масштабы образования образования техногенных отходов. Техногенные минерально-сырьевые ресурсы Восточного Казахстана
Основная литература
  • 1. Экологический Кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 1 июля 2021 года. 2. Санитарные правила. «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления». Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 176 3. Идришева Ж.К., Адрышев А.К., Даумова Г.К., Жаманбаева М.К. Технологии переработки, использования и захоронения техногенных отходов. Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2021. – 236 с.
Дополнительная литература
  • 4. Адрышев А.К. Основы утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов. Курс лекций. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. – 206 с. 5. Адрышев А.К. Актуальные проблемы экологической безопасности и пути их решения в Казахстане. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2008. - 516 с. 6. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. – М.: Колос, 2000. – 232 с. 7. Боженов П.И. Комплексное использование минерального сырья и экология. – М.: АС ВУЗ, 1994. – 268с. 8. Тимофеева С.С. Методы и технологии оценки производственных рисков: практические работы для магистрантов по направлению 280700 «Техносферная безопасность». – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 177 с. 9. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 10. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 11. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com