Основы Smart технологий на транспорте
Beschreibung: Цель дисциплины знакомство с интеллектуальными транспортными системами. Дается обзор трендов в области умного транспорта и мобильности. Рассматриваются принципы функционирования, типы коммуникаций и элементы систем взаимодействия автономных автомобилей. Приводится обзор технологий биометрической идентификации персонального доступа к системе управления автомобилем, подключения к различным объектам с помощью сетей 5G в онлайн режиме.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Программирование на языке С++
Arbeitsintensität der Disziplin:
| Unterrichtsarten | Uhr |
|---|---|
| Vorträge | 30 |
| Praktische Arbeiten | 15 |
| Laborarbeiten | |
| AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
| SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
| Endkontrollformular | экзамен |
| Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- является формирование у студентов систематизированных теоретических знаний и первичных практических компетенций в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и умной мобильности. Курс направлен на понимание архитектуры, ключевых технологий и трендов развития «умного» транспорта, а также на осознание их роли в повышении эффективности, безопасности и устойчивости транспортных систем будущего.
Задача
- Сформировать у обучающихся целостное представление об интеллектуальных транспортных системах (ИТС) как о комплексном инструменте управления транспортными потоками и сервисами.
- Раскрыть основные принципы функционирования, архитектуру и классификацию систем взаимодействия.
- Изучить современные тренды и глобальные вызовы, определяющие развитие умного транс-порта и мобильности (Smart Mobility).
- Проанализировать модели и типы коммуникаций в ИТС и их роль в создании безопасной транспортной среды.
- Дать обзор технологий биометрической идентификации для обеспечения безопасного и персонализированного доступа к системам управления транспортными средствами.
- Исследовать роль и возможности сетей связи пятого поколения (5G) и IoT (Интернета вещей) для обеспечения сверхнадежной и задержко-устойчивой связи (URLLC) в реальном времени между всеми участниками транспортной системы.
- Научить студентов анализировать преимущества и ограничения различных SMART-технологий применительно к конкретным транспортным сценариям.
- Сформировать навыки критической оценки предлагаемых на рынке решений в области «умного» транспорта и биометрической идентификации.
- Развить умение работать с информацией: искать, анализировать и обобщать материалы по новейшим разработкам в области автономного вождения и Connected Car.
- Сформировать понимание социальной, экологической и экономической ответственности специалиста, работающего в сфере транспорта будущего, а также осознание ethical challenges (этических проблем), связанных с сбором и использованием биометрических данных.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знание ключевых понятий, компонентов и архитектуры интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
- Объяснять основные принципы функционирования систем взаимодействия автономных и подключенных транспортных средств (V2X).
- Описать современные тренды и глобальные вызовы, определяющие развитие Smart Mobility.
- Понимать и излагать фундаментальные основы технологий биометрической идентификации и их применение в транспорте.
- Объяснять роль и ключевые характеристики сетей связи 5G и IoT для обеспечения работы ИТС в реальном времени.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять полученные теоретические знания для анализа конкретных кейсов внедрения SMART-технологий на различных видах транспорта.
- Анализировать преимущества, недостатки и области применения различных типов коммуникаций.
- Классифицировать и сравнивать различные технологии биометрической идентификации по заданным критериям (надежность, скорость, стоимость внедрения, уровень безопасности).
- Выбирать и обосновывать выбор наиболее подходящих технологических решений (например, тип связи, метод аутентификации) для предложенной транспортной задачи.
Результат обучения: формирование суждений
- Оценивать эффективность, риски и возможные последствия внедрения конкретных SMART-решений в транспортную систему.
- Формулировать аргументированные критические суждения о перспективах развития автономного транспорта и умной мобильности на основе анализа современных трендов.
- Предлагать собственные концептуальные решения или улучшения для отдельных элементов ИТС (на примере учебного кейса).
- Проводить сравнительный анализ различных точек зрения на проблему и делать обоснованные выводы.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Четко и структурированно излагать свои мысли, аргументы и выводы, полученные в ходе анализа учебных кейсов, как в устной (доклады, дискуссии), так и в письменной форме (отчеты, эссе).
- Эффективно работать в команде над решением поставленной задачи (например, разработка проекта простого элемента ИТС), распределяя роли и неся ответственность за свой участок работы.
- Публично представлять результаты групповой или индивидуальной работы, аргументированно отвечать на вопросы аудитории.
- Вести профессиональную дискуссию, уважая мнение оппонента и используя соответствующую терминологию.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Демонстрировать способность к самостоятельному поиску, отбору, критическому анализу и структурированию информации из профессиональных источников (научные статьи, техническая документация, отраслевые обзоры) по тематике SMART-транспорта.
- Самостоятельно определять зоны своего профессионального роста и развития в данной предметной области.
- Адаптироваться к работе с новыми информационными сервисами и инструментами, используемыми в сфере транспортного моделирования и анализа данных.
- Проявлять устойчивую мотивацию к непрерывному обучению в условиях быстро меняющихся технологий.
Lehrmethoden
- классическое лекционное обучение;
- обучение с помощью аудиовизуальных и технических средств;
- обучение с помощью учебной книги;
- компьютерное обучение;
- технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения.
Bewertung des Wissens der Studierenden
| Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
|---|---|---|
| 1 Bewertung | Работа 1 | 0-100 |
| Работа 2 | ||
| 2 Bewertung | Работа 3 | 0-100 |
| Работа 4 | ||
| Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
| Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
| Работа на занятиях, выполнения расчетов | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | Выполнил требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в но-вой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и вы-воды; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в smart-технологии и интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Понятие "умного города" и место транспорта в нем. Цели, задачи и архитектура ИТС. Глобальные тренды развития.
- Сенсоры и сбор данных в ИТС. Типы датчиков (видеокамеры, радары, лидары, индуктивные петли). Методы сбора данных о транспортных потоках, состоянии ТС и инфраструктуры.
- Технологии позиционирования и навигации. Спутниковые системы (GPS, ГЛОНАСС, Galileo). Инерциальные системы. Карты высокой четкости (HD Maps) для беспилотного транспорта.
- Сети и коммуникации в транспорте (V2X). Технологии связи: DSRC, C-V2X, 5G. Взаимодействие "автомобиль-инфраструктура" (V2I), "автомобиль-автомобиль" (V2V), "автомобиль-пешеход" (V2P).
- Большие данные (Big Data) и облачные технологии на транспорте. Сбор, хранение и обработка транспортных данных. Облачные платформы. Аналитика и прогнозирование транспортных потоков.
- Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение в ИТС. Распознавание образов (дорожные знаки, разметка, участники движения). Предиктивная аналитика для прогнозирования пробок. Оптимизация маршрутов.
- Умное управление дорожным движением. Адаптивные светофоры. Динамическое ценообразование на парковках и платных дорогах. Системы информирования водителей.
- Smart-технологии в общественном транспорте. Системы мониторинга и диспетчеризации. Электронные табло и информирование пассажиров. Безналичная оплата проезда. Оптимизация маршрутной сети
- Концепция "Мобильность как услуга" (MaaS). Интеграция различных видов транспорта в единую сервисную модель. Каршеринг, кикшеринг, райдшеринг. Агрегаторы мобильности
- Беспилотные транспортные средства (БПТС). Уровни автоматизации. Ключевые технологии: сенсоры, системы принятия решений. Тестирование и внедрение БПТС
- Smart-технологии в логистике и грузоперевозках. "Умный" склад. Системы управления автопарком (FMS). Отслеживание грузов в реальном времени. Автоматизация "последней мили"
- Информационная безопасность в ИТС (Кибербезопасность). Угрозы и уязвимости подключенных автомобилей и инфраструктуры. Методы защиты данных и систем управления.
- Экологические аспекты smart-транспорта. Мониторинг выбросов. Оптимизация движения для снижения расхода топлива. Развитие инфраструктуры для электротранспорта.
- Нормативно-правовое регулирование ИТС. Стандарты и протоколы. Законодательство в области беспилотного транспорта. Вопросы ответственности и этики.
- Перспективы развития smart-технологий на транспорте. Цифровые двойники транспортных систем. Интеграция с другими городскими системами. Будущее городской мобильности.
Основная литература
- Буслаев А.П. Интеллектуальные системы: sSHD - мониторинг многополосного движения и автоматизация обработки информации о трафике. Учебное пособие / Буслаев А.П., Яшина М.В., Городничев М.Г.. — Москва: Московский технический университет связи и информатики, 2012. — 80 c.
- Концептуальные основы стратегии инновационного развития города в рамках регионального сценария «умный город» : учебное пособие / О.Ф. Данилов [и др.]. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. — 179 c. — ISBN 978-5-9961-3032-0.
Дополнительная литература
- Вандерворт, Т. Умные города: Интеллектуальные транспортные системы и будущее городской мобильности.— М.: Издательский дом «Техносфера», 2022. — 340 с. ISBN 978-5-907126-45-8
- Смирнов, А.С., Петров, К.В. Интеллектуальные транспортные системы: архитектура, техно-логии, внедрение.— СПб.: Питер, 2023. — 288 с. ISBN 978-5-4461-1876-3.
- Захарченко, Н.Н., Белов, Д.А. Беспилотные транспортные средства: техническое зрение, навигация и управление. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2021. — 415 с. ISBN 978-5-7038-5672-1.
- Корниенко, М.В., Федоров, И.С. Большие данные и искусственный интеллект на транспорте: учебное пособие. — Новосибирск: Наука, 2022. — 202 с. ISBN 978-5-02-040893-1.
- Рогоff, М. (пер. с англ.). Управление общественным транспортом в эпоху цифровизации. — М.: ТрансЛит, 2023. — 175 с. ISBN 978-5-94976-234-1.
- IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers). Цифровая трансформация логистики: от умного склада до автономных перевозок: сб. статей / под ред. Дж. Лима. — М.: Горячая линия – Телеком, 2022. — 162 с. ISBN 978-5-9912-0876-5.
- Гарсия, К.Р. (пер. с англ.). Кибербезопасность в Интернете вещей для транспортных систем. — М.: ДМК Пресс, 2023. — 274 с. ISBN 978-5-93700-145-7.