Казахский (русский) язык
Beschreibung: В условиях реализации государственных программ трехъязычия и духовного обновления национального сознания дисциплина предназначена для развития языковой личности обучающегося, способного осуществлять познавательную и коммуникативную деятельность на русском языке в сферах межличностного, социального общения, профессиональные, межкультурные отношения.
Betrag der Credits: 10
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | |
Praktische Arbeiten | 45 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
реферат | |
Endkontrollformular | реферат |
Form der Endkontrolle | Письменный экзамен. Он состоит из 3-х блоков: 1-ый блок - мини-тест (10 мин); 2-й блок - определение терминам (35 мин) и 3-й блок - практическая работа с текстом (55 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит из 40% теоретического материала 60% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50% |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- успешное освоение видов речевой деятельности согласно уровню подготовки;
- разнообразие бытовых, социально-культурных, профессиональных отношений формирование и совершенствование навыков владения языком;
- устный в зависимости от коммуникативной цели и профессиональной сферы общения и формирование навыков письменной речи.
Задача
- 1. правильный выбор и использование языковых и речевых средств на основе достаточного знания лексики, грамматической системы знаний, прагматической композиции выражения намерения (намерений);
- 2. передача фактического содержания текста, их концептуальной информации формирование, заключение всего текста и отдельных его структурных элементов описание разделов (прагматический фокус) ;
- 3. разъяснение текстовой информации в объеме требований сертификации стилистических и жанровых особенностей к текстам общения в социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сферах;
- 4. запрашивать и сообщать информацию в соответствии с условиями общения, оценивать действия участников, использовать информацию как средство воздействия на собеседника в условиях познания и общения в соответствии с сертификационными требованиями;
- 5. на создание программ речевого поведения в условиях личностного, социального и профессионального общения в соответствии с сертификационными требованиями особенностей языка, культуры, сферы общения;
- 6. обсуждать в дискуссиях этические, культурные, социально значимые вопросы, выражать свою точку зрения, аргументированно отстаивать ее, критически оценивать мнение собеседников;
- 7. высказывать свои личные намерения и потребности (бытовые, учебные, социальные, культурные) уметь участвовать в ситуациях в различных сферах общения с целью их этически правильного, содержательно полного, лексико-грамматического и прагматического изложения;
- 8. способность составлять бытовые, социокультурные, официально-деловые тексты с использованием лексико-грамматического и прагматического материала, соответствующего определенному уровню сертификации в соответствии с общепринятыми нормами, функциональной направленностью.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание законов функционирования языковой системы и понимание особенностей её речевого воплощения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- интерпретировать информацию текста, объяснять стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения;
Результат обучения: формирование суждений
- запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия и поступки участников, использовать информацию как инструмент воздействия на собеседника;
Результат обучения: коммуникативные способности
- выстраивать программы речевого поведения в ситуациях личностного, социального и профессионального общения в соответствии с нормами языка, культуры, специфики сферы общения;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- участвовать в коммуникации в различных ситуациях разных сфер общения с целью реализации собственных намерений и потребностей, заявляя о них этически корректно, содержательно полно, лексико-грамматически и прагматически адекватно ситуации.
Lehrmethoden
проблемное обучение: создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;
технология игровых методов (ролевых, деловых, и других видов обучающих игр): развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
исследовательские методы: самостоятельное овладение знаниями через погружение в изучаемую проблему и поиск путей ее решения.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | сообщение | 0-100 |
дискуссия | ||
эссе | ||
презентация | ||
устный опрос | ||
письменная информация | ||
письменная работа | ||
эссе | ||
2 Bewertung | презентация | 0-100 |
интеллект-карта | ||
презентация | ||
анализ коммуникации | ||
анализ интернет-ресурсов | ||
устный опрос | ||
письменная работа | ||
Endkontrolle | реферат, экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Преподаватель следует академическим стандартам честного, прозрачного оценивания обучающихся на основе установленных критериев. Система оценивания предоставляет каждому обучающемуся равную возможность продемонстрировать свои достижения, стимулировать вовлечение, обучение и прогресс в развитии. Фундаментальными компонентами оценивания являются предоставление студентам обоснований для заданий, объяснение содержания учебного материала и его важности для обучающегося в контексте результатов обучения по курсу. Объем и диапазон оценочных заданий соответствует результатам обучения. Процесс оценивания направлен на установление различия уровней достижения обучающимися результатов обучения (согласно дескрипторам оценок). Принципы оценивания: - оценивание должно быть валидным, т.е. направленным на определение достижения студентом результатов обучения; - оценивание должно быть надежным, т.е. точным и повторяющимся, с процедурами контроля качества; - оценивание должно быть прозрачным, т.е. информация о нем будет подробной и доступной; - оценивание должно быть инклюзивным и справедливым, т.е. оно должно быть направлено на предоставление всем обучающимся возможности продемонстрировать свои достижения; - оценивание должно быть подлинным, т.е. отражающим потенциальные условия будущей профессиональной деятельности студента; - процесс оценивания должен давать обучающимся возможность получать обратную связь. Преподаватель обеспечивает соответствие критериев оценивания целям и задачам дисциплины; обеспечивает применение критериев оценивания для оценки всех видов учебной деятельности обучающихся, а также обеспечивает предварительное ознакомление обучающихся с критериями оценивания. Процесс оценивания является измерением результатов академической работы, для которого используются соответствующие измерительные шкалы. | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы; выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем. Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии; выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки "3" или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы практических занятий
- Русский язык в современном мире, Казахстане. Русский язык и моя специальность. Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Падежная система прилагательных.
- Проблемы современной семьи (проблемы отцов и детей, роли женщины и мужчины). Местоимения притяжательные, указательные. Полные качественные прилагательные, степени сравнения прилагательных. Глаголы совершенного и несовершенного вида.
- Стиль жизни (особенности труда, досуга, общения, круга интересов). Наречия места и времени, образа действия. Временные, причинно-следственные отношения в предложении.
- Стиль жизни (одежда, дизайн и функциональность жилища). Наречия места и времени. Пространственные и временные отношения в предложении.
- Культурный отдых: театры, музеи, фестивали, выставки, концерты, литература, музыка. Роль искусства в жизни человека. Классы и группы глаголов (уметь – умею, отдохнуть – отдыхать, петь – поют, хотеть – хотят, брать – берут). Прямая и косвенная речь.
- Государственные и религиозные праздники в Республике Казахстан. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Географическое положение города. Окружающая природа: реки, горы, озера. Экология города. Наречия места, образа действия. Пространственные, причинно-следственные, объектные отношения в предложении. Рубежный контроль 1.
- История города: основание, исторические события. Исторический центр города и современные районы. Глаголы. Времена глаголов.
- Основные проблемы города: прожиточный минимум, проблемы жилья, транспорта. Объектные, целевые, причинно-следственные, условные отношения, отношения меры и степени, образа действия в предложении.
- Идеальный город. Определительные местоимения. Степени сравнения прилагательных.
- В аэропорту, на вокзале. Вопросительные местоимения (кто, что, какой, чей, сколько). Наречия образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро).
- Проблемы здравоохранения в стране. Объектные, атрибутивные, причинные, целевые отношения, условные, уступительные отношения в предложении.
- Основные занятия населения: сельское хозяйство, государственная служба, частное предпринимательство. Определительные местоимения. Степени сравнения прилагательных.
- Проблема урбанизации населения. Подготовка к экзамену. Рубежный контроль 2.
Основная литература
- Глазкова, М. М. Стилистика русского языка: учебник / М. М. Глазкова, О. Н. Морозова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 409 c. — ISBN 978-5-4497-2586-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/135265.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/135265
- Корнев, В. А. Русский язык в речевом аспекте: учебник для иностранных учащихся / В. А. Корнев, Л. С. Кателина, О. М. Дедова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 412 c. — ISBN 978-5-4497-1324-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110123.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/110123
- Токарев, Г. В. Современный русский литературный язык: лексикология: учебник / Г. В. Токарев. — Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. — 133 c. — ISBN 978-5-6047371-0-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119694.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Лёвина, Г. М. А1. Русский язык для начинающих (Russian for beginners): учебник / Г. М. Лёвина, Е. Ю. Николенко. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 164 c. — ISBN 978-5-4497-0047-6. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80592.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/80592
- Рогачева, Е. Н. Русский язык как иностранный. Вводно-грамматический курс. Часть 2. Базовый уровень: учебник / Е. Н. Рогачева. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 353 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/30550.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Рогачева, Е. Н. Русский язык как иностранный. Вводно-грамматический курс. Часть 1: учебник / Е. Н. Рогачева, В. В. Чудинина. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 423 c. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/11293.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Дополнительная литература
- Ядрихинская, Е. А. Сборник упражнений по русской грамматике: учебное пособие / Е. А. Ядрихинская. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 96 c. — ISBN 978-5-00032-618-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:https://www.iprbookshop.ru/132745.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Современный русский язык: морфология: курс лекций в таблицах и схемах / составители Е. А. Глотова, Н. Д. Федяева. — 3-е изд. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2023. — 86 c. — ISBN 978-5-8268-2360-6. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134658.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Белоус, Б. С. Интересно услышать (аудирование): учебное пособие / Б. С. Белоус. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 161 c. — ISBN 978-5-8064-3377-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137236.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Научный стиль речи. Экономический профиль: учебное пособие / И. В. Адигезалова, О. А. Литвиненко, Н. В. Миненкова, Е. А. Ядрихинская. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 248 c. — ISBN 978-5-00032-657-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137488.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Вайрах, Ю. В. Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие / Ю. В. Вайрах. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 255 c. — ISBN 978-5-4497-2760-2. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137133.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Золотарева, М. Н. Робототехника. Тексты по специальности: учебное пособие по РКИ (русскому языку как иностранному) / М. Н. Золотарева, О. А. Ильина. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 139 c. — ISBN 978-5-4497-2732-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/136800.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/136800
- Русский язык и культура речи: теория: учебное пособие / составители И. С. Выходцева, Н. В. Любезнова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 115 c. — ISBN 978-5-4497-1806-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125349.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Пахомова, С. И. Сборник контрольных работ и проверочных заданий по грамматике для студентов-иностранцев экономического факультета. В 2 частях. Ч. I: учебное пособие / С. И. Пахомова, М. Н. Пашкова, А. Ю. Тираспольская; под редакцией С. И. Пахомовой, А. Ю. Тираспольской. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 63 c. — ISBN 978-5-4497-1783-2 (ч. I), 978-5-4497-1782-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125766.html
- Пахомова, С. И. Сборник контрольных работ и проверочных заданий по грамматике для студентов-иностранцев экономического факультета. В 2 частях. Ч. II: учебное пособие / С. И. Пахомова, А. Ю. Тираспольская; под редакцией А. Ю. Тираспольской. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 57 c. — ISBN 978-5-4497-1784-9 (ч. II), 978-5-4497-1782-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125767.html
- Аминова, А. А. Семантические расстояния в сфере глагольных дериватов русского языка: монография / А. А. Аминова, Р. М. Хуснетдинов. — Казань: Издательство КНИТУ, 2023. — 176 c. — ISBN 978-5-7882-3334-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/136190.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Заболотская, Е. А. Стилистические приемы в литературе, живописи, графике: монография / Е. А. Заболотская. — Москва: Издательство «Перо», 2023. — 30 c. — ISBN 978-5-00218-831-4. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137698.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Сиротинина, О. Б. Динамика норм русского языка: ответ на вызовы времени и новые условия жизни / О. Б. Сиротинина, А. В. Дегальцева. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2023. — 128 c. — ISBN 978-5-292-04808-4. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131804.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Васильева, Т. В. Русский язык в многоязычном мире: вопросы статуса и билингвального образования: монография / Т. В. Васильева, О. А. Ускова. — 2-е изд. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 314 c. — ISBN 978-5-4497-1699-6. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/122011.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/122011