Теория физико-химических основ металлургических процессов

Серая Наталья Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В курсе «Теория физико-химических основ металлургических процессов» изучаются теоретические основы металлургических реакций и процессов. Рассматриваются закономерности термодинамического взаимодействия газовой фазы в металлургических агрегатах, процессы термической диссоциации и образования соединений, взаимодействие оксидов и металлов с восстановительной газовой атмосферой, а также протекание реакций в сложных гетерогенных системах. Освещаются вопросы кристаллизационных методов очистки, испарения и конденсации металлических фаз, а также механизмы реакций в простых и комплексных металлургических системах.

贷款数: 8

Пререквизиты:

  • Химия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 45
*srop(zh-CN)* 45
*sro(zh-CN)* 120
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью дисциплины является формирование у студентов знаний о термодинамических и кинетических закономерностях металлургических процессов, а также развитие навыков анализа и расчёта физико-химических основ протекающих реакций в металлургии.
Задача
  • Изучить термодинамические основы металлургических процессов и законы химического равновесия.
  • Освоить методы расчёта тепловых и энергетических эффектов реакций в металлургии.
  • Изучить кинетические закономерности горения топлива и восстановления металлов из их соединений.
  • Развить навыки анализа сложных гетерогенных систем и моделирования металлургических процессов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Студенты должны продемонстрировать знание и понимание фундаментальных физико-химических основ металлургических процессов; уметь объяснять термодинамические и кинетические закономерности реакций, протекающих в металлургических системах; понимать особенности взаимодействия газовой, жидкой и твердой фаз в металлургическом производстве; знать современные подходы к анализу и моделированию металлургических процессов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Студенты должны уметь применять полученные знания для решения типовых и нестандартных задач металлургического производства; использовать термодинамические и кинетические модели при анализе и оптимизации технологических процессов; рассчитывать тепловые эффекты реакций, равновесные составы систем и параметры процессов; обосновывать выбор рациональных режимов работы металлургических агрегатов с учётом физико-химических закономерностей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Студенты должны уметь самостоятельно формулировать выводы о целесообразности применения тех или иных металлургических процессов и технологий; критически оценивать их эффективность и экологическую безопасность; интерпретировать полученные экспериментальные и расчетные данные; принимать обоснованные решения при выборе оптимальных условий протекания процессов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Студенты должны обладать способностью эффективно общаться в профессиональной среде, ясно и логично формулировать мысли, использовать научную терминологию металлургии; уметь работать в команде, отстаивать собственную точку зрения в дискуссиях, а также представлять результаты своей деятельности в устной и письменной формах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Студенты должны обладать способностью к самостоятельному обучению и саморазвитию; уметь искать, анализировать и критически оценивать научно-техническую информацию; развивать навыки непрерывного профессионального образования и адаптироваться к новым условиям металлургического производства и научным достижениям.
*TeachingMethods(zh-CN)*

В преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: проблемно-ориентированное обучение, кейс-метод, элементы проектного обучения, цифровые платформы и мультимедийные ресурсы. Применяются технологии смешанного обучения (blended learning), интерактивные формы работы (дискуссии, онлайн-тестирование, симуляции), а также методы самостоятельной исследовательской работы студентов. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, навыков анализа и практического применения теоретических знаний.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Введение в курс. Лекция, организационные вопросы, постановка задач. 0-100
Лекция. СРС – подготовка конспекта по базовым термодинамическим понятиям.
Лекция + лабораторная работа №1. СРС – подготовка отчета.
Лекция. Текущий опрос / мини-тест.
Лекция + лабораторная работа №2. СРС – решение расчетных задач.
Лекция. СРС – подготовка сообщения / презентации.
Лекция + лабораторная работа №3. Текущий контроль.
Лекция. Промежуточная аттестация (контрольная работа / тест).
2  *Rating(zh-CN)* Лекция + лабораторная работа №4. СРС – оформление отчета. 0-100
Лекция. СРС – подготовка расчетного задания.
Лекция + лабораторная работа №5. Текущий опрос.
Лекция. СРС – подготовка к дискуссии / коллоквиуму.
Лекция + лабораторная работа №6. СРС – отчет.
Лекция. СРС – итоговое обобщение, подготовка к экзамену.
Итоговая аттестация (экзамен).
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Тестирование. Устный опрос. Письменные работы. Защита лабораторных работ. Текущий, промежуточный и итоговый контроль. Оценке «отлично» соответствуют: Оценка A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, дополнение ими. Высокий уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Выявление проблемных зон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Оценка A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, их дополнение. Выявление проблемныхзон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Самооценка деятельности, анализ погрешностей в работе и причин их возникновения, самостоятельное исправление их и планирование действий по совершенствованию собственных навыков. Оценке «хорошо» соответствуют: Оценка B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85-89%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение учебным материалом и практическое его применение. Самостоятельное объединение элементов с целью создания нового. Свободное оперирование учебным материалом различной степени сложности в различных ситуациях. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить по рекомендации преподавателя. Оценка B, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80-84%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение и свободное оперирование учебным материалом и практическое его применение в стандартных и нестандартных ситуациях. Сопоставляет и дифференцирует имеющиеся данные, с целью дальнейшего их применения. Достаточный уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Допущение незначительных погрешностей в действиях и умение их исправить под руководством преподавателя. Оценка B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных и нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и ошибок, их исправление по рекомендации преподавателя; Оценка С+, имеющая цифровой эквивалент имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70-74%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, демонстрация приобретенных навыков в стандартных, а иногда в нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении задания в группе. Допущение погрешностей и незначительных ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценке «удовлетворительно» соответствуют: Оценка C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, наличие навыков выполнения задания по установленным образцам. Стремление самостоятельно выполнять задания, приведение примеров, классифицирование, сравнение и т.д. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал понимание учебного материала, механическое его применение в типичных ситуациях. Самостоятельное выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне. Выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Корректировка деятельности под руководством преподавателя. Затруднение в выполнении задания в нестандартных ситуациях; Оценка D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне под руководством преподавателя. Воспроизведение терминов, понятий и фактов. Использование алгоритма выполнения работ или задания с помощью преподавателя. Возникновение затруднений при выполнении заданий в стандартных и нестандартных ситуациях. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал не освоение более половины программы модуля (дисциплины). Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Наличие пробелов в знании основного материала, предусмотренного программой, в ответах допущены принципиальные ошибки, не выполнены отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в курс. Роль термодинамики и кинетики в металлургии.
  • Термодинамика реакции горения газов. Тепловые эффекты.
  • Химический потенциал, изобарный потенциал и константа равновесия.
  • Смещение равновесия. Правило фаз
  • Горение окиси углерода и водорода
  • Горение твёрдого углерода. Полное и неполное горение
  • Основы химической кинетики. Теории воспламенения
  • Цепные реакции. Механизм горения водорода и угарного газа
  • Кинетика горения твёрдого углерода. Гетерогенные процессы
  • Кинетические и диффузные режимы. Воспламенение и тушение угля
  • Термодинамика образования и диссоциации карбонатов
  • Давление (упругость) диссоциации. Кинетика и механизм процессов
  • Факторы, влияющие на скорость диссоциации. Разложение CaCO₃
  • Термодинамический анализ образования и диссоциации соединений
  • Газообразная и конденсатная диссоциация
  • Общие закономерности окисления металлов. Формально-кинетический подход
  • Структура окалины и механизм окисления железа
  • Ионно-электронная теория окисления. Диссоциация оксидов
  • Основы процессов восстановления. Восстановление газообразными восстановителями
  • Восстановление твёрдым углеродом. Металлотермическое восстановление
  • Кинетика восстановления газами и твёрдым углеродом
  • Науглероживание железа оксидом углерода
  • Науглероживание железа метаном
  • Строение и свойства жидких металлов: вязкость, плотность, электрическое сопротивление
  • Ионные расплавы (шлаки). Химический состав и диаграммы состояния
  • Физико-химические свойства шлаков
  • Окисление углерода. Переход кислорода из газа и шлака в металл
  • Диффузия кислорода. Образование и всплывание пузырьков CO
  • Теоретические основы ликвационных и кристаллизационных методов очистки
  • Испарение, возгонка, конденсация. Взаимодействие сульфидов с газами, металлами и оксидами
Основная литература
  • Термодинамика и кинетика металлургических процессов: моделирование системы «металл – шлак – газ» / Г. И. Котельников, А. А. Толстолуцкий, С. В. Подкур, Е. В. Лысенкова // Учебное пособие / Издательский дом МИСиС, 2023. ISBN 978-5-907560-82-6
  • Теория металлургических процессов / Н. В. Белоусова, О. В. Белоусов, А. С. Ясинский // Учебник / Сибирский федеральный университет, 2021. ISBN 978-5-7638-4406-1
  • Теплофизика металлургических процессов / В. Г. Лисиенко, В. И. Лобанов, Б. И. Китаев // Учебное пособие / Москва : Учебное пособие Юрайт, 2023. ISBN 978-5-534-13292-2
Дополнительная литература
  • Ковтун О.Н., Марченко Н.В. Основы металлургического производства : учебное пособие. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-7638-4374-3.
  • Клим О.Н. Основы металлургического производства : учебное пособие (для СПО). — Москва : Юрайт, 2022. — 168 с. — ISBN 978-5-534-13295-3.
  • «Основы металлургического производства» / под ред. (учебник для вузов), изд. Лань — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Лань, 2024. — 616 с. — ISBN 978-5-507-47607-7.
  • Materials Processing Fundamentals 2023 / S. Wagstaff, A. Anderson, A. S. Sabau и др. (ред.) // Springer, Cham, 2023. ISBN-Hardcover 978-3-031-22656-4; eBook ISBN 978-3-031-22657-1.
  • Materials Processing Fundamentals 2024: Iron and Steel Production / S. Wagstaff, A. Anderson, A. S. Sabau, Chukwunwike Iloeje (ред.) // Springer, Cham, 2024. ISBN-Hardcover 978-3-031-50183-8; eBook ISBN 978-3-031-50184-5.
  • Rare Metal Technology 2023 / Takanari Ouchi, Kerstin Forsberg, Gisele Azimi и др. (ред.) // Springer, Cham, 2023. ISBN 978-3-031-22760-8; eBook ISBN 978-3-031-22761-5.
  • Metallurgical Process Simulation and Optimization // MDPI Books, 2023; ISBN 978-3-0365-6430-2.
  • Advancements in Powder Metallurgy: Processing, Applications, and Properties / Shashanka Rajendrachari, Rayappa Shrinivas Mahale // IGI Global, 2024. ISBN-13: 978-1-6684-9385-4.