Казахский (русский) язык
Описание: Объем и содержание учебно-языкового материала дифференцирован в соответствии с целями обучения и направлен на практико–ориентированное обучение по образовательным программам, практическому владению различными видами речевой деятельности в рамках будущей специальности. Овладение лексическим и терминологическим минимумом по выбранной профессии. Развитие коммуникативных средств присущих отдельным стилям; развитие навыков и умения чтения и слушания.
Количество кредитов: 10
Пререквизиты:
- Казахский (русский) язык
- Казахский (русский) язык. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | |
Практические работы | 45 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
реферат | |
Форма итогового контроля | реферат |
Форма проведения итогового контроля | Экзаменационный материал состоит 40% теоретического материала 60% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. |
Компонент: Обязательный компонент
Цикл: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Является практико-ориентированное обеспечение качественного усвоения русского языка как средства социального, межкультурного, профессионального общения через формирование коммуникативных компетенций всех уровней использования языка для изучающих русский язык как иностранный – уровень С1.
Задача
- Способствовать совершенствованию и углублению уровня знаний и навыков студентов основных норм русского языка для использования в профессиональной деятельности.
- Сформировать и совершенствовать терминологические навыки и умения студентов на основе специально отобранных профессионально-ориентированных текстов, сформировать умения сопоставительного анализа терминов в русском и родном языках студентов.
- Сформировать навыки и умения использования научной литературы по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции.
- Научить извлекать из текста по специальности необходимую информацию, описывать ее, обобщать и интерпретировать с целью использования в процессе учебно-профессионального общения.
- Сформировать умения составления документации, необходимой для профессиональной деятельности, с соблюдением норм русского литературного языка.
Результат обучения: знание и понимание
- Правильно выбирать и использовать языковые и речеведческие средства на основе полного понимания лексики, грамматической системы знаний и прагматического содержания интенций; передавать точное содержание текста, уметь формулировать выводы, характеризовать заключительную часть всего текста и его отдельных структурных частей; определять текстовую информацию, объяснять стилевые и жанровые особенности социально-бытовых, социально-культурологических, общественно-политических, учебно-профессиональных текстов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия участников речевого общения, использовать информацию для воздействия на знакомого или незнакомого собеседника; в соответствии с особенностями языкового и культурологического общения проявлять личностную, социальную и профессиональную.
Результат обучения: формирование суждений
- Обсуждать на дискуссиях этические, культурологические и социально значимые проблемы, уметь выражать свою точку зрения, обосновывать ее, критически оценивать мнение участников; реализовывать личные потребности (бытовые, учебные, социальные, культурные, профессиональные), быть способным участвовать в различных ситуациях общения с целью выражения этически правильной, с содержательной точки зрения полной, на должном лексико-грамматическом и прагматическом уровне своей позиции.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Воспринимать основную смысловую информацию (на уровне общего, детального и критического понимания), а также коммуникативные намерения, включая имплицитно выраженные намерения говорящих, значимые для дальнейшего характера ведущегося монолога и диалога. Речевые аспекты деловой коммуникации: установление деловых контактов и ведение переговоров. Особенности телефонной коммуникации: телефонный этикет, особенности общения с использованием мобильной связи. Особенности общения по электронной почте.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Представлять и адекватно интерпретировать тексты учебно-научной коммуникации. Создавать учебно-научную коммуникацию: письменное и устное научное выступление. Доказывать способы изложения информации в учебно-научном тексте. Защищать речевые стратегии в учебно-научной дискуссии. Обладать навыками основ ведения научной и профессионально-деловой риторики.
Методы преподавания
Коммуникативная технология.
Компетентностно-ориентированное обучение.
Ролевые игры и учебные дискуссии различных форматов.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Презентация. Защита презентации. Визуализация. | 0-100 |
Фронтальный опрос. Работа в малых группах. | ||
Защита микропроектов. | ||
Синквейн. Фишбоун. Защита презентации. | ||
Разработка ассоциограммы | ||
Презентация. Визуализация. | ||
Защита презентации. | ||
Рубежный контроль. | ||
2 рейтинг | Защита презентации. | 0-100 |
Работа в малых группах. | ||
Защита исследовательского задания. | ||
Мини проект. | ||
Работа в малых группах. | ||
Составление схемы. Проверка глоссария. | ||
Рубежный контроль. | ||
Итоговый контроль | реферат, экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа в малых группах. | Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | От 70 до 89 баллов: знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. | От 50-69 баллов: в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. | Ниже 50 баллов (F, FX): не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа. |
Сдача заданий по самостоятельной работе обучающегося. | Демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы; умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи. | Знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. | В ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. | Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа. |
Подготовка и защита презентаций. | Представлено логичное содержание; отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы. | Представлено логичное содержание; раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы. | Представлено логичное содержание; актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции по отношению к рассматриваемым материалам, ряд суждений отличается поверхностностью; не сформулированы выводы. | Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа; не готов материал. |
Сдача лексического минимума. | Правильное определение значения лексических слов, не допускается наличие мелких ошибок. | Допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. | Допущено несколько значительных и/или одной грубой ошибки при определении значения слова. | Задание не выполнено, либо выполнено с наличием множества грубых ошибок, неточных определений. |
Сдача грамматического минимума. | Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. | Обучающийся дает удовлетворяющий ответ, но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала. | Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но, излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. | Обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. |
Рубежный контроль. | Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены 100% заданий. | Ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий. | Ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. | Ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы. |
Письменный экзамен. | Содержание письменной работы полностью соответствует требованиям; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.Допускается: -1 орфографическая, или -1 пунктуационная, или -1 грамматическая ошибка. | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или -1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или -4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | В работе допущены существенные отклонения от вопроса; работа достоверна в главном, но в ней имеются; отдельные фактические неточности; встречается неправильное словоупотребление. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа¬нии и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. | Демонстрирует незнание основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы практических занятий
- Язык и его основные функции
- Текст как основная единица коммуникации
- Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
- Функциональные стили языка
- Художественный стиль
- Разговорный стиль
- Публицистический стиль
- Официально-деловой стиль
- Служебная документация для внутреннего пользования
- Научный стиль
- Текст как основная единица словесной коммуникации
- Научное повествование как источник информации
- Типы научной информации
- Структурно-смысловой анализ научного текста
- Монологическая и диалогическая речь
Основная литература
- Никитина С.А. Русский язык 11 кл. В 2-х частях Часть 2. 2020.
- Сурова Д. С. Научный стиль речи: учеб. пособие / Д. С. Сурова; Министерство образования и науки Республики Казахстан, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (Усть-Каменогорск). - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2019. - 130 с.
- Сурова Д.С. Практический курс русского языка: учеб.-метод. пособие / Д. С. Сурова ; МОиН РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: РИО, 2016. - 119 с.
- Абылкаирова, Р.Т. Русский язык: Учеб. пособие / Р.Т. Абылкаирова.- Алматы: Альманах, 2016.- 267 с.
- Никитина С.А. Русский язык 11 кл. В 2-х частях. Часть 1. 2020.
- Сабитова З. К. Русский язык 10 кл.: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления. 2019.
- Корнев, В. А. Русский язык в речевом аспекте: учебник для иностранных учащихся / В. А. Корнев, Л. С. Кателина, О. М. Дедова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 412 c. — ISBN 978-5-4497-1324-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110123.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/110123
- Ядрихинская, Е. А. Сборник упражнений по русской грамматике: учебное пособие / Е. А. Ядрихинская. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 96 c. — ISBN 978-5-00032-618-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:https://www.iprbookshop.ru/132745.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей
Дополнительная литература
- Русский язык и литература. В 2-х ч. [Текст] : учебник для 11 кл. общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. - Алматы : Атамұра, 2020.
- Русский язык и литература. 11 кл. [Текст] : хрестоматия для 11 кл. общеобразовательной школы с нерусским языком обучения / сост. У. А. Жанпейс. - Алматы : Атамұра, 2020. - 288 с. - ISBN 978-601-331-716-8 : 1675 т
- Мизанбеков С. К. Профессиональный русский язык: учеб. пособие для студентов специальности 5В070200-Атоматизация и управление. 2018.
- IPR SMART http://www.iprbookshop.ru
- ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com.
- EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com
- Белоус, Б. С. Интересно услышать (аудирование): учебное пособие / Б. С. Белоус. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 161 c. — ISBN 978-5-8064-3377-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137236.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей
- Пахомова, С. И. Сборник контрольных работ и проверочных заданий по грамматике для студентов-иностранцев экономического факультета. В 2 частях. Ч. I: учебное пособие / С. И. Пахомова, М. Н. Пашкова, А. Ю. Тираспольская; под редакцией С. И. Пахомовой, А. Ю. Тираспольской. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 63 c. — ISBN 978-5-4497-1783-2 (ч. I), 978-5-4497-1782-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125766.html