Казахский (русский) язык

Ережепова Сауле Каратаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Объем и содержание учебно-языкового материала дифференцирован в соответствии с целями обучения и направлен на практико–ориентированное обучение по образовательным программам, практическому владению различными видами речевой деятельности в рамках будущей специальности. Овладение лексическим и терминологическим минимумом по выбранной профессии. Развитие коммуникативных средств присущих отдельным стилям; развитие навыков и умения чтения и слушания.

Количество кредитов: 10

Пререквизиты:

  • Казахский (русский) язык
  • Казахский (русский) язык. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
реферат
Форма итогового контроля реферат
Форма проведения итогового контроля Экзаменационный материал состоит 40% теоретического материала 60% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%.

Компонент: Обязательный компонент

Цикл: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Является практико-ориентированное обеспечение качественного усвоения русского языка как средства социального, межкультурного, профессионального общения через формирование коммуникативных компетенций всех уровней использования языка для изучающих русский язык как иностранный – уровень С1.
Задача
  • Способствовать совершенствованию и углублению уровня знаний и навыков студентов основных норм русского языка для использования в профессиональной деятельности.
  • Сформировать и совершенствовать терминологические навыки и умения студентов на основе специально отобранных профессионально-ориентированных текстов, сформировать умения сопоставительного анализа терминов в русском и родном языках студентов.
  • Сформировать навыки и умения использования научной литературы по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции.
  • Научить извлекать из текста по специальности необходимую информацию, описывать ее, обобщать и интерпретировать с целью использования в процессе учебно-профессионального общения.
  • Сформировать умения составления документации, необходимой для профессиональной деятельности, с соблюдением норм русского литературного языка.
Результат обучения: знание и понимание
  • Правильно выбирать и использовать языковые и речеведческие средства на основе полного понимания лексики, грамматической системы знаний и прагматического содержания интенций; передавать точное содержание текста, уметь формулировать выводы, характеризовать заключительную часть всего текста и его отдельных структурных частей; определять текстовую информацию, объяснять стилевые и жанровые особенности социально-бытовых, социально-культурологических, общественно-политических, учебно-профессиональных текстов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия участников речевого общения, использовать информацию для воздействия на знакомого или незнакомого собеседника; в соответствии с особенностями языкового и культурологического общения проявлять личностную, социальную и профессиональную.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обсуждать на дискуссиях этические, культурологические и социально значимые проблемы, уметь выражать свою точку зрения, обосновывать ее, критически оценивать мнение участников; реализовывать личные потребности (бытовые, учебные, социальные, культурные, профессиональные), быть способным участвовать в различных ситуациях общения с целью выражения этически правильной, с содержательной точки зрения полной, на должном лексико-грамматическом и прагматическом уровне своей позиции.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Воспринимать основную смысловую информацию (на уровне общего, детального и критического понимания), а также коммуникативные намерения, включая имплицитно выраженные намерения говорящих, значимые для дальнейшего характера ведущегося монолога и диалога. Речевые аспекты деловой коммуникации: установление деловых контактов и ведение переговоров. Особенности телефонной коммуникации: телефонный этикет, особенности общения с использованием мобильной связи. Особенности общения по электронной почте.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Представлять и адекватно интерпретировать тексты учебно-научной коммуникации. Создавать учебно-научную коммуникацию: письменное и устное научное выступление. Доказывать способы изложения информации в учебно-научном тексте. Защищать речевые стратегии в учебно-научной дискуссии. Обладать навыками основ ведения научной и профессионально-деловой риторики.
Методы преподавания

Коммуникативная технология.

Компетентностно-ориентированное обучение.

Ролевые игры и учебные дискуссии различных форматов.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Презентация. Защита презентации. Визуализация. 0-100
Фронтальный опрос. Работа в малых группах.
Защита микропроектов.
Синквейн. Фишбоун. Защита презентации.
Разработка ассоциограммы
Презентация. Визуализация.
Защита презентации.
Рубежный контроль.
2  рейтинг Защита презентации. 0-100
Работа в малых группах.
Защита исследовательского задания.
Мини проект.
Работа в малых группах.
Составление схемы. Проверка глоссария.
Рубежный контроль.
Итоговый контроль реферат, экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа в малых группах. Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы От 70 до 89 баллов: знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. От 50-69 баллов: в ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. Ниже 50 баллов (F, FX): не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа.
Сдача заданий по самостоятельной работе обучающегося. Демонстрация глубокого и полного знания и понимания всего объема изученного материала; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы; умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи. Знание всего изученного программного материала; полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности, но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. В ответе допущены существенные отклонения от темы; анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; грубые ошибки в ответе студента; существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа; отказ от ответа.
Подготовка и защита презентаций. Представлено логичное содержание; отражена актуальность рассматриваемой темы, верно определены основные категории; в заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы. Представлено логичное содержание; раскрыта актуальность темы; имеются незначительные ошибки и недочеты по изученному материалу; в заключении сформулированы общие выводы. Представлено логичное содержание; актуальность темы раскрыта не полностью; теоретический анализ дан описательно, студент не отразил собственной позиции по отношению к рассматриваемым материалам, ряд суждений отличается поверхностностью; не сформулированы выводы. Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений; отказ студента от ответа; не готов материал.
Сдача лексического минимума. Правильное определение значения лексических слов, не допускается наличие мелких ошибок. Допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Допущено несколько значительных и/или одной грубой ошибки при определении значения слова. Задание не выполнено, либо выполнено с наличием множества грубых ошибок, неточных определений.
Сдача грамматического минимума. Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Обучающийся дает удовлетворяющий ответ, но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала. Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но, излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Рубежный контроль. Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены 100% заданий. Ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий. Ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы.
Письменный экзамен. Содержание письменной работы полностью соответствует требованиям; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.Допускается: -1 орфографическая, или -1 пунктуационная, или -1 грамматическая ошибка. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или -1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или -4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. В работе допущены существенные отклонения от вопроса; работа достоверна в главном, но в ней имеются; отдельные фактические неточности; встречается неправильное словоупотребление. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа¬нии и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Демонстрирует незнание основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Язык и его основные функции
  • Текст как основная единица коммуникации
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Функциональные стили языка
  • Художественный стиль
  • Разговорный стиль
  • Публицистический стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Служебная документация для внутреннего пользования
  • Научный стиль
  • Текст как основная единица словесной коммуникации
  • Научное повествование как источник информации
  • Типы научной информации
  • Структурно-смысловой анализ научного текста
  • Монологическая и диалогическая речь
Основная литература
  • Никитина С.А. Русский язык 11 кл. В 2-х частях Часть 2. 2020.
  • Сурова Д. С. Научный стиль речи: учеб. пособие / Д. С. Сурова; Министерство образования и науки Республики Казахстан, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (Усть-Каменогорск). - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2019. - 130 с.
  • Сурова Д.С. Практический курс русского языка: учеб.-метод. пособие / Д. С. Сурова ; МОиН РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск: РИО, 2016. - 119 с.
  • Абылкаирова, Р.Т. Русский язык: Учеб. пособие / Р.Т. Абылкаирова.- Алматы: Альманах, 2016.- 267 с.
  • Никитина С.А. Русский язык 11 кл. В 2-х частях. Часть 1. 2020.
  • Сабитова З. К. Русский язык 10 кл.: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления. 2019.
  • Корнев, В. А. Русский язык в речевом аспекте: учебник для иностранных учащихся / В. А. Корнев, Л. С. Кателина, О. М. Дедова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 412 c. — ISBN 978-5-4497-1324-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110123.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/110123
  • Ядрихинская, Е. А. Сборник упражнений по русской грамматике: учебное пособие / Е. А. Ядрихинская. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 96 c. — ISBN 978-5-00032-618-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:https://www.iprbookshop.ru/132745.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей
Дополнительная литература
  • Русский язык и литература. В 2-х ч. [Текст] : учебник для 11 кл. общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. - Алматы : Атамұра, 2020.
  • Русский язык и литература. 11 кл. [Текст] : хрестоматия для 11 кл. общеобразовательной школы с нерусским языком обучения / сост. У. А. Жанпейс. - Алматы : Атамұра, 2020. - 288 с. - ISBN 978-601-331-716-8 : 1675 т
  • Мизанбеков С. К. Профессиональный русский язык: учеб. пособие для студентов специальности 5В070200-Атоматизация и управление. 2018.
  • IPR SMART http://www.iprbookshop.ru
  • ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com.
  • EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com
  • Белоус, Б. С. Интересно услышать (аудирование): учебное пособие / Б. С. Белоус. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 161 c. — ISBN 978-5-8064-3377-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137236.html (дата обращения: 22.04.2024). — Режим доступа: для авторизированных пользователей
  • Пахомова, С. И. Сборник контрольных работ и проверочных заданий по грамматике для студентов-иностранцев экономического факультета. В 2 частях. Ч. I: учебное пособие / С. И. Пахомова, М. Н. Пашкова, А. Ю. Тираспольская; под редакцией С. И. Пахомовой, А. Ю. Тираспольской. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 63 c. — ISBN 978-5-4497-1783-2 (ч. I), 978-5-4497-1782-5. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125766.html