Физика
Описание: Дисциплина включает разделы знаний, необходимые для успешного освоения программы инженерного образования. Обучающиеся изучают физические явления и процессы в области механики, молекулярной физики, электричества, магнетизма, оптики и других разделов физики. Они осваивают практические навыки исследования физических процессов, используемых в инженерных отраслях, анализа фундаментальных законов и закономерностей.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Физика. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 15 |
| Практические работы | 15 |
| Лабораторные работы | 30 |
| СРОП | 30 |
| СРО | 90 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Создание у студентов основ достаточно широкой теоретической подготовки в области физики, позволяющей будущим инженерам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использовать новые физические принципы в тех областях техники, в которых они специализируются. 2 Усвоение студентами основных физических явлений и законов классической и современной физики, методов физического исследования. 3 Формирование у студентов научного мышления и диалектического мировоззрения, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования. 4 Ознакомление студентов с измерительной аппаратурой, выработка умения проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать их. 5 Развитие у студентов творческого мышления, навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения моделировать физические ситуации с использованием компьютера.
Задача
- Знания о физических явлениях, понятиях, законах, теориях, методах, практических фактах; - формирование представлений, дающих научный облик мира в соответствии со степенью развития современной науки; - ознакомление с основными направлениями научно - технического прогресса с применением законов физики в технологии и технике промышленности; - овладение методами и способами решения конкретных задач или проблем по различным отраслям физики; - ознакомление с новыми современными научными приборами, формирование навыков физического
Результат обучения: знание и понимание
- Усвоение студентами основных физических явлений и законов классической и современной физики, методов физического исследования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Ознакомление студентов с измерительной аппаратурой, выработка умения проводить экспериментальные исследования, обрабатывать результаты эксперимента и анализировать их.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование у студентов научного мышления и диалектического мировоззрения, правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий и умения оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- уметь организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы; уметь применять базовые знания в профессиональной деятельности; владеть теорией и навыками практической работы; анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Развитие у студентов творческого мышления, навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения моделировать физические ситуации с использованием компьютера.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Конспект лекций | 0-100 |
| Коллоквиум 1,2 | ||
| Практические задания | ||
| Контрольная работа/тестирование | ||
| 2 рейтинг | Конспект лекций | 0-100 |
| Коллоквиум 1,2 | ||
| Практические задания | ||
| Контрольная работа/тестирование | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает: - 60% результатов текущей успеваемости; - 40% результата, полученного на экзамене. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Физические основы механики
- Динамика материальной точки
- Динамика твердого тела
- Элементы механики жидкостей и газов
- Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов
- Основы электродинамики
- Магнитное поле
- Гармонические колебания
- Волновые процессы
- Оптика
- Интерференция света
- Взаимодействие электромагнитных волн с веществом
- Квантовая оптика
- Атомная физика
- Элементы квантовой статистики
Основная литература
- 1. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 3: Электричество - М., 1986. - 659 c. 2. Сивухин Д.В. Общий курс физики : Учебное пособие для вузов: В 5-ти томах.. Т. 1: Механика - 4-е изд., стереотип. - М.: ФИЗМАТЛИТ; Изд-во МФТИ, 2005. - 560 c. - ISBN 5-9221-0225-7. 3. Сивухин Д.В. Общий курс физики : Учебное пособие для вузов: В 5-ти томах.. Т. 2: Термодинамика и молекулярная физика - 5-е изд., испр. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 544 c. - ISBN 5-9221-0601-5. 4. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 4: Оптика - М., 1986. - 768 c.7 Фриганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. – М.: Высшая школа, 1978.
Дополнительная литература
- 1. Стрелков С.П. Механика. - М.: Наука, 1975. 2. Матвеев А.Н. Молекулярная физика. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм.- М.: Высшая школа, 1983. 4. Плотников А.Л. Лекции по физике. Учебное пособие / Изд-во ВКГТУ. – Усть-Каменогорск, 2010. – 176 с. 5. Чертов А.Г. Единицы физических величин. – М.: Высшая школа, 1977. 6. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. – М.: Высшая школа, 2003. 7. Фриганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. – М.: Высшая школа, 1978.