Эффективное управление в сфере техносферной безопасности предъявляет высокие требования к профессионализму всего персонала предприятия, каждый представитель которого должен владеть как общими основами науки управления, так и специфическими знаниями, а также умениями в области стратегии планирования управления безопасностью. Успешно противостоять опасностям техносферы человек сможет только в том случае, если он будет заниматься не столько ликвидацией последствий негативного воздействия опасностей техносферы, сколько их предупреждением. Для этого нужны специалисты в области техносферной безопасности.
Техносферная безопансость - защита человека и природы от последствий промышленной деятельности, то есть это свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям.
Управление осуществляется путём реализации нескольких взаимосвязанных функций: целеполагания, планирования, организации, оценки и совершенствования.
Совокупность этих функций с указанием последовательности их выполнения называется циклом управления. Цикл управления реализуется в контуре управления.
Контур управления - это структура, включающая орган управления (субъект управления), управляемую систему (объект управления), а также прямые и обратные связи между ними.
Управление техносферной безопасностью - это планомерный непрерывный процесс: поступления и анализа информации о состоянии техносферной безопасности объекта (объект управления); подготовки, принятия и реализации управленческих решений по осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня техносферной безопасности.
Система управления предназначена для достижения целей управления и имеет строго определённый набор: средства сбора сведений об объекте управления; средства воздействия на его поведение. Каждый специалист по безопасности жизнедеятельности должен знать систему управления техносферной безопасностью.
Цели дисциплины: выработать у обучающихся умения и практические навыки в идентификации источников опасностей на предприятии, в определении уровней опасностей, определении зон повышенного техногенного риска, участии в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов, участии в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Карта компетенций специалиста | Формируемые ключевые компетенции | Результаты обучения |
---|---|---|
Способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.
|
Уметь
|
|
иметь представление о
|