У Юрия Васильевича Баталова круглая дата - 80 лет. Именно круглая дата, а не юбилей. Он сам поправил меня, когда я поздравляла его накануне дня рождения, во время нашей встречи для интервью. Человек - легенда, успешный ученый, интереснейший собеседник, один из создателей бренда «СДИ». И моя первая мысль, как же повезло тем магистрантам, с которыми сейчас работает Юрий Васильевич по методологии научных исследований и управлению экономикой. Иметь такого наставника - честь и уникальная возможность получить знания от блестящего ученого. 

Юрий Васильевич прошел все карьерные ступени университета: ассистент, старший преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета, проректор по учебной работе УКСДИ. С июля 1986 года по январь 2000 года - ректор вуза. Он стал третьим ректором вуза. За годы работы в университете через «его руки» прошло порядка 55 тысяч студентов. По численности это средний город области. 

- Юрий Васильевич, выбор сферы Вашей деятельности случайность или закономерность? 

- Это совершеннейшая случайность. Я после десятого класса поступил в сельскохозяйственный техникум на специальность «промышленное гражданское строительство». У меня было желание пойти в пединститут на физико-математический факультет, а потом подумал, что если стану учителем, как я сумею обеспечить будущую семью? Хотя в тот период эта профессия была достаточно неплохо оплачиваемой. Но нужно было приобрести какую-нибудь специальность, которая могла бы быть надежной. Стремление и желание получить высшее образование и закончить институт у меня было всегда. Поэтому в техникуме я учился только на одни пятерки. У меня нет ни одной «4» в аттестате, при этом на всех занятиях я отвечал всегда только на отлично. И поэтому после окончания техникума я написал письмо в министерство высшего и средне-специального образования с просьбой дать мне возможность продолжить обучение в институте в числе, так называемых «пяти процентщиков». В то время существовала квота, что 5% выпускников техникумов имели право поступать в вузы, не отрабатывая на производстве. Министр мне разрешил, поскольку Семипалатинск рядом с Усть-Каменогорском я сдал вступительные экзамены в СДИ. Кстати, я его закончил со средним балом 4, 98. 

-Юрий Васильевич, чтобы описать масштаб Вашей личности, все труды и достижения, боюсь, не хватит одного интервью. Поделитесь, пожалуйста, своим видением успешного ученого. Как стать человеком науки? 

-Я бы сказал так, в первую очередь любознательность и трудолюбие. Желание знать то, чего еще не знаешь, и много трудиться для того, чтобы узнать. Я своим студентам привожу пример. Чтобы вырыть глубокую яму надо ее сделать очень и очень широкой. Чтобы познать глубину и истинность того или иного явления нужно очень много знать не только об этом явлении, но и обо всем, что с ним связано. Поэтому широта кругозора, широта знаний обеспечивает их глубину и облегчает поиск истины. К сожалению, в современных реалиях, молодежь не всегда оценивает необходимость широкого образования. А ведь обширные знания в смежных отраслях науки или жизни, как раз и позволяют углубиться в познании изучаемого вами предмета. Вот в этом я абсолютно уверен. И доказал своим примером. Тяга к знаниям, желание хорошо знать всё преследует меня всю жизнь. Поэтому я всегда преподаю, я всегда говорю, о глубоком копании. Если ты системно не сможешь взглянуть на проблему, т.е без взаимосвязи с окружающей средой, ты никогда не сможешь найти места элемента в этой системе. А поиск только одного элемента может привести к губительным результатам. Он может сыграть злую шутку - вы не увидите леса среди деревьев. Потому что дерево всего лишь часть леса. Обратите внимание, у меня двойное образование - я техник-строитель, инженер, и вдруг кандидат экономических наук, доктор экономических наук. Я инженер и вдруг стал управленцем. Почему у меня это получилось? Благодаря хорошей фундаментальной подготовке. Докторскую диссертацию я защитил в 66 лет. Уже после выхода на пенсию. Мне позволила это сделать - универсальность образования. Я в своей докторской диссертации как раз доказывал необходимость фундаментальной подготовки в том числе в технических вузах. Именно фундаментальность дает потом при изменении обстановки всегда найти свое место. Я в этом уверен.

- Что еще? 

-Второе - это коллектив, соратники. Ученый один не может широко охватить проблему. Поэтому познание истины связано с формирование научного коллектива. Когда ты находишь единомышленников, заинтересованных людей, когда ты создаешь научную среду, то и она позволяет дать, так называемые синергетический результат. Это не простое сложение усилий, арифметическое аддитивное сложение, а результат более высокого уровня и качества. Почему и формируются научные коллективы для решения проблемы. Поэтому среда, общение и наличие единомышленников, которые вместе с тобой заинтересованы в решение этой проблемы - это действительно фактор успеха.

Иногда я студентам говорю, лучше быть троечником среди отличников, чем быть отличником среди троечников. Этому меня научил спорт. Я в подростковом возрасте в 16 -17 лет очень активно занимался легкой атлетикой. Бегом на короткие дистанции, прыжками в длину и т.д. По тем временам с той инфраструктурой и инвентарем я давал неплохие результаты. Например, 100 метров я пробегал за 11 секунд по обычным грунтовым дорогам. Прыгал в длину за 6 метров, ближе к 7. Хотя рос болезненным мальчиком. А потом, когда тренер спросил: тебя в какую команду ставить с сильными или слабыми? Я сначала подумал, говорю, было бы неплохо, конечно, быть первым. Тренер сказал, хорошо, что ты сказал, что неплохо было бы быть первым. Но я тебя поставлю с сильной командой. В сильный забег, может быть первым не будешь, но результат твой будет лучше, чем, если бы ты выбрал тот вариант. Т.е надо выбирать всегда сильную команду. Ты преумножишь свои знания и получишь значительно больший результат, нежели ты будешь сотрудничать с не очень высокого уровня окружающих тебя людей. Поэтому надо стремиться быть не только лучшим, но и работать с лучшими, тогда результат будет высокий. 

- Какой еще элемент ученому помогает быть ученым? 

- Здесь нужна поддержка семьи. Безусловно. Для меня - поддержка супруги прежде всего. Поддержка супруги это 100% успеха. Она многое взяла на себя - семья, дети, родители. Труд супруги колоссальный. И поддержка меня во всех начинаниях. Это один из важнейших факторов. Мы вместе живем 54 года. Познакомились в студенческом строительном отряде. Она студентка 3 курса, я 4-го. Но рискнули, тогда можно было. Дали место в общежитии. Студенческая семья.

-Знания Вам легко даются? 

-Нелегко. Легкость в получении знаний обманчива. Конечно, хорошо бы с ходу схватить жар птицу за хвост. Но перья останутся, а птицы не будет. Поэтому жар птицу лучше взять целиком. А для этого нужен большой труд. А в науке вообще без кропотливого труда ничего не сделаешь точно. 

-Тяга к знаниям осталась? 

-Конечно. Мне сейчас интересны проблемы, связанные с развитием экономики в условиях новых технологических укладов. Т.е связь состояния экономики производства высоких научных технологий. Великолепная стратегическая программа «2050» - в ней специально выделены разделы про внедрение в промышленное производство пятого - шестого технологического уклада. Это чрезвычайно важно. А 6 технологический уклад требует всеобщего высшего образования. Потому что интеллектуальная роботизация и интеллект рабочего должен быть совсем другим. Кстати, эти вещи я видел лет 25 назад в своих зарубежных поездках по странам Европы и США. Я видел полностью автоматизированные заводы. 

Человеческий капитал должен быть другого характера. Акцент идет на подготовку специалистов уровня магистров. И когда говорят, что надо готовить рабочие кадры, я согласен. А если не подготовим кадры для будущего производства, мы так и будем в хвосте. Чтобы у нас были шансы, нам надо очень много работать. Кстати, наш университет, готовит специалистов в этой области. Наши лаборатории приближены к шестому технологическому укладу. У нашего ректора Жасулана Кудайбергеновича стратегически правильные направления.

Если будет возможность, какую докторскую Вы бы еще защитили?

На этот шаг я бы больше не пошел. Это тяжелый труд. Я просто накапливал экспериментальный материал. Создавал научные центры и т.д. В дальнейшем теоретическом обобщении мне это позволило реализовать материал в виде докторской диссертации. У меня пример, мой предшественник, ректор Сидоров Анатолий Константинович - защитил докторскую в 70 лет. 

- Юрий Васильевич, Вы говорили, что окружение ученого - один из важных элементов успеха. Что Вы можете сказать о своем коллективе?

-Коллектив ВКГТУ - особый. Прежде всего это высоконравственность, которая была заложена первым ректором университета Даулетом Миркасимовичем Серикбаевым. Это была серьезная личность. После него Сидоров очень много сделал для развития вуза. Они придерживались требований исключительной нравственности. У нас слово «коррупция», «взяточничество» вообще не существовало. Дай Бог, чтобы так и продолжалось. Я думаю, что высокая нравственность и ответственность коллектива, профессионализм, привела к тому, что качество подготовки специалистов - это то, чем наш университет славился, славится и будет славиться. После распада союза, в Израиле, Германии выпускников СДИ с охотой принимали на работу. В мою бытность ректора, диплом нашего университета признала канадская ассоциация инженеров. В Канаде с дипломом СДИ экзамен не сдавали. Это факт. Также хочу сказать, что в Школе бизнеса и предпринимательства очень сильная команда. ППС высокого уровня. Многие наши же выпускники. Так что школа СДИ существует.

Зауре Исаева, центр PR