Наименование конкурса: Конкурс на грантовое финансирование исследований молодых ученых по проекту «Жас ғалым» на 2025-2027 годы.
Руководитель проекта: Базарова Мадина Жомартовна.
Идентификаторы:
- Scopus ID автора: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57105383700),
- ORCID 0000-0003-2580-6580 (ссылка https://orcid.org/0000-0003-2580-6580),
- Web of Science Researcher ID: ABG-3710-2021.
Исследовательская группа проекта
№ | ФИО | Должность по проекту | Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили |
---|---|---|---|
1. |
Увалиева Индира Махмутовна |
Научный консультант |
ResearcherID Web of Science: N-9474-2017, |
Аннотация проекта
В последнее годы в Казахстане наблюдается активное реформирование образовательной системы, что связано с внедрением новых государственных программ, таких как «Цифровой Казахстан», «Государственная программа развития образования на 2022-2025 годы», «Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы», «Концепция по развитию искусственного интеллекта на 2024-2029 годы», Закон «О статусе педагога», концепция Болонского процесса, «Атлас новых профессий и компетенций», Профессиональными стандартами РК. Эти программы и стандарты подчеркивают необходимость обновления содержания образования и повышения квалификации преподавателей, так как высшим учебным заведениям отводится роль центров «образования, науки, творчества и трансфера знаний». Казахстан поддерживает концепцию рыночно-ориентированного инновационного университета, основанную на трех ключевых компонентах: образовании, науке и инновациях. Государство нацелено на инвестиции в человеческие ресурсы, развитие профессиональных навыков и проведение научных исследований. Также приоритетом является модернизация образовательной системы для удовлетворения потребностей глобальной экономики, ориентированной на знания. Эти приоритеты включают соответствие современным вызовам XXI века, требованиям инновационной экономики и потребностям общества и отдельных граждан. Одним из ключевых направлений современного образования является развитие личности, способной адаптироваться к меняющемуся миру, становиться конкурентоспособной и уникальной. Важно формировать творческую личность, которая может самостоятельно обновлять свои знания, извлекать полезную информацию и реализовывать свои цели и ценности. Для этого рекомендуется активное использование познавательно-исследовательской деятельности в ключевых академических областях, таких как наука, математика, технологии и инженерия.
Актуальность исследования онтологического моделирования процесса повышения квалификации преподавателей с элементами STEM-образования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, внимание к STEM-дисциплинам (наука, технологии, инженерия, математика) растет, поскольку они критичны для инноваций и экономики. Во-вторых, развитие ИКТ ведет к новым методам и моделям обучения. В-третьих, онтологическая модель для повышения квалификации преподавателей может упростить создание и внедрение персонализированных образовательных программ.
Цель проекта:
Разработка адаптивной онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей, интегрирующая STEM-методы и современные цифровые технологии для повышения эффективности подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда.
Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:
Год |
Полученные результаты по исследованиям. |
---|---|
2025 год |
Изучение мирового опыта в области STEM-подхода и онтологического инжиниринга в процессе интенсификации компетенций преподавателей. Анализ процессов повышения квалификации преподавателей и выбрать инструменты для построения онтологической модели. |
2026 год |
Определение ключевых STEM-методов, которые могут быть эффективно интегрированы в процесс повышения квалификации преподавателей. Разработка информационной модели онтологической базы знаний процесса повышения квалификации преподавателей с элементами STEM-образования. |
2027 год |
Разработка адаптивной онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей с использованием элементов STEM-образования. Разработка и тестирование пилотного проекта цифровой платформы поддержки онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей, интегрирующая STEM-методы и современные цифровые технологии. |
Инфографика
最后更改日期:02.06.2025