Наименование конкурса: Конкурс на грантовое финансирование исследований молодых ученых по проекту «Жас ғалым» на 2025-2027 годы.

Руководитель проекта: Базарова Мадина Жомартовна.

 

Идентификаторы:

Исследовательская группа проекта

ФИО Должность по проекту Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили

1.

Увалиева Индира Махмутовна

Научный консультант

ResearcherID Web of Science: N-9474-2017,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2117-5390,
Scopus Author ID: 56512350900

Аннотация проекта

В последнее годы в Казахстане наблюдается активное реформирование образовательной системы, что связано с внедрением новых государственных программ, таких как «Цифровой Казахстан», «Государственная программа развития образования на 2022-2025 годы», «Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы», «Концепция по развитию искусственного интеллекта на 2024-2029 годы»,  Закон «О статусе педагога», концепция Болонского процесса, «Атлас новых профессий и компетенций», Профессиональными стандартами РК. Эти программы и стандарты подчеркивают необходимость обновления содержания образования и повышения квалификации преподавателей, так как высшим учебным заведениям отводится роль центров «образования, науки, творчества и трансфера знаний». Казахстан поддерживает концепцию рыночно-ориентированного инновационного университета, основанную на трех ключевых компонентах: образовании, науке и инновациях. Государство нацелено на инвестиции в человеческие ресурсы, развитие профессиональных навыков и проведение научных исследований. Также приоритетом является модернизация образовательной системы для удовлетворения потребностей глобальной экономики, ориентированной на знания. Эти приоритеты включают соответствие современным вызовам XXI века, требованиям инновационной экономики и потребностям общества и отдельных граждан. Одним из ключевых направлений современного образования является развитие личности, способной адаптироваться к меняющемуся миру, становиться конкурентоспособной и уникальной. Важно формировать творческую личность, которая может самостоятельно обновлять свои знания, извлекать полезную информацию и реализовывать свои цели и ценности. Для этого рекомендуется активное использование познавательно-исследовательской деятельности в ключевых академических областях, таких как наука, математика, технологии и инженерия. 

Актуальность исследования онтологического моделирования процесса повышения квалификации преподавателей с элементами STEM-образования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, внимание к STEM-дисциплинам (наука, технологии, инженерия, математика) растет, поскольку они критичны для инноваций и экономики. Во-вторых, развитие ИКТ ведет к новым методам и моделям обучения. В-третьих, онтологическая модель для повышения квалификации преподавателей может упростить создание и внедрение персонализированных образовательных программ.

Цель проекта:

Разработка адаптивной онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей, интегрирующая STEM-методы и современные цифровые технологии для повышения эффективности подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда.

Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:

Год

Полученные результаты по исследованиям.
Публикаций (со ссылками на них) и патентов; информация для потенциальных пользователей

2025 год

Изучение мирового опыта в области STEM-подхода и онтологического инжиниринга в процессе интенсификации компетенций преподавателей.

Анализ процессов повышения квалификации преподавателей и выбрать инструменты для построения онтологической модели.

2026 год

Определение ключевых STEM-методов, которые могут быть эффективно интегрированы в процесс повышения квалификации преподавателей.

Разработка информационной модели онтологической базы знаний процесса повышения квалификации преподавателей с элементами STEM-образования.

2027 год

Разработка адаптивной онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей с использованием элементов STEM-образования.

Разработка и тестирование пилотного проекта цифровой платформы поддержки онтологической модели процесса повышения квалификации преподавателей, интегрирующая STEM-методы и современные цифровые технологии.

Инфографика

最后更改日期:
02.06.2025